В первых числах августа известный российский писатель Владимир Сорокин провел в Екатеринбурге презентацию своей новой книги «День опричника». Выбор места автограф-сессии сам виновник торжества объяснил так: «Во-первых, здесь моя книга печаталась, а во-вторых, мне уже не интересна заевшаяся московская публика, превращающая любое событие в обычную тусовку».
Визит господина Сорокина совпал с открытием нового магазина «100 000 книг», в которых издательство «Уральский рабочий» реализует свою продукцию. Впрочем, торговые точки издательства давно превратились в клубные заведения, научившиеся с помощью известных людей завлекать к себе покупателей. В книжных магазинах за последнее время провели встречи с читателями Григорий Явлинский и Ирина Хакамада, чуть раньше автографы раздавали Виктор Шендерович и Леонид Юзефович.
Сотрудничеством довольны обычно обе стороны: писатели имеют возможность ощутить жизненный нерв глубинки, а провинциальная публика – увидеть вживую своего кумира и получить его автограф. Окупаются и усилия хозяев книжного магазина, которые в случае с Сорокиным получили эксклюзивное право продавать его последний труд на месяц раньше всей России.
«Скандалист» Сорокин произвел на екатеринбургскую публику благоприятное впечатление: вежливый, внимательный, без звездных «понтов». За время встречи сумел порассуждать о загадочной русской душе, о провальной футбольной отрасли, о кризисе в искусстве и исторических параллелях, характеризующих теперешнюю жизнь.
Внимали ему журналисты и несколько сотен посетителей, привлеченных бравурными мелодиями военного духового оркестра, игравшего на улице. Директор нового магазина «100 000 книг» Лариса Семкина осталась довольна: встреча, по ее мнению, прошла успешно и книга раскупается бойко. Достиг ли своих целей сам Владимир Сорокин, осталось непонятно: возможно, это станет известно чуть позже, когда современные опричники, которых углядел в нашей жизни писатель, развернутся во всю мощь: события в новом произведении Сорокина разворачиваются в 2027 году...
«День опричника» издали тиражом 15 тысяч экземпляров. Про нее Сорокин сказал, что это выстраданное, особо любимое его детище. Интерес к писателю был действительно большой: очередь за автографом стояла кругами. Были и недоброжелатели. Одну пожилую женщину спросили, зачем она покупает книги, в которых столько мата. Та ответила, что ненормативная лексика заполонила все наше искусство – к сожалению, скандал сегодня служит трамплином для взлета на общероссийский уровень популярности: Сорокин, конечно, не исключение из этого правила, но в его вещах можно почерпнуть столько ценного, что на мат не обращаешь внимание. Светлана Перебатова увидела живьем Сорокина впервые, и он произвел на нее сильное впечатление: спокойный, солидный, с очень грамотной речью. У нее сложилось ощущение, что он устал от жизни: в глазах было столько грусти, хотя в общении он весьма обаятельный.
О чем спрашивали люди писателя, было плохо слышно – удалось лишь уловить, что он любит собак, читает книги по их разведению, а на тумбочке у него в настоящее время лежат книги Веры Павловой и Надежды Гинзбург.
Директор магазина Лариса Семкина говорит, что ежедневно продается около двухсот «опричников».
Екатеринбург