Конкурсный показ Выборгского фестиваля приурочен к осеннему релизу. В связи с этим генаральным продюсером фестиваля Геворгом Нерсисяном было высказано пожелание отнестись к премьерным фильмам «доброжелательно».
В этом году конкурсная программа фестиваля почти полностью состоит из премьер. Исключение составляет только «Питер FM» Светланы Быченковой, один из лидеров российского кинопроката последнего полугода. Некоторые картины, например «977» Николая Хомерики (участник Каннского МКФ) и «Маяк» Марии Саакян, были показаны на других киносмотрах, проходивших на территории России («Кинотавр», российская программа Московского МКФ), однако принимали участие только в информационных смотрах. В конкурсе Выборгского киносмотра гости и участники фестиваля смогут увидеть «Многоточие» Андрея Эшпая, «Нелегала» Бориса Фрумина и Юрия Лебедева, «Мечту» Сергея Снежкина и другие – всего десять картин разных жанровых направлений, «зрительское» кино и фильмы авторского исполнения и содержания, по традиции именуемые так же, как за рубежом, артхаус. Впрочем, по мнению президента фестиваля Армена Медведева, в последние годы в российском кино стала намечаться следующая тенденция: «авторы, пытаясь сохранить достоинство художника, ищут выход к зрителю», стало быть, единообразие между авторским взглядом и вкусами массовой публики ни для кого не станет сюрпризом.
Программа фестиваля откроется полнометражным дебютом Рамиля Салахутдинова «Кружение в пределах кольцевой». Рамиль Салахутдинов – выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров, ученик Алексея Германа и Светланы Кармалиты. Если судить по фильму «Накануне», снятому Салахутдиновым в 2002 году, – наиболее зрелой и интересной картине короткометражного конкурса «Кинотавр. Короткий метр» (2003), среди молодых учеников этих выдающихся мастеров Салахутдинов едва ли не единственный, кому удалось не только постичь навыки кинематографического мастерства, но и не утратить собственный взгляд на кино, а также – не поссориться с сюжетом. Не исключено, что именно этому режиссеру удастся сказать новое слово в российском зрительском кинематографе и обнаружить взыскуемую гармонию между сюжетом, смыслом и профессионализмом, которая в нашем кино пока что проходит по ведомству чудес света. Дабы не пропустить чудо, если ему доведется произойти, судить фильмы конкурсной программы будет жюри под руководством режиссера Александра Прошкина. Его фильмам – «Холодное лето 1953-го», «Увидеть Париж и умереть», «Русский бунт», «Трио» – свойственны внятная «зрительская» структура рассказа, а также, как правило, наличие нескольких уровней смысла. Как показали итоги фестиваля «Кинотавр», где Александр Прошкин в этом году также возглавлял жюри, профессиональному авторскому кино и разным кинозабавам было выделено равное место под солнцем. Будем надеяться, что и после Выборгского фестиваля обиженных не останется. Тем более что, по словам Армена Медведева, половину жюри выборгского созыва Александр Прошкин выбрал по собственной инициативе.