0
899
Газета Культура Интернет-версия

08.08.2006 00:00:00

Индиана Джонс отдыхает

Тэги: англия, габт, гастроли


англия, габт, гастроли «Золушка» со Светланой Захаровой обещает стать апофеозом гастролей ГАБТа в Лондоне.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)

В 1956 году танцовщики впервые после прорыва железного занавеса приехали в Англию. Кроме того, театр отмечает 230 лет со дня основания и столетие Дмитрия Шостаковича. На этих трех китах строилась рекламная кампания ГАБТа в Лондоне. Городское метро увешано плакатами: слева – голова Бориса Годунова из одноименной оперы, справа – древняя египтянка Аспиччия из балета «Дочь фараона». «Годунов» – это вообще сенсация: если к регулярным приездам нашего балета англичане привыкли, то опера Большого впервые в своей истории выступила на сцене Ковент-Гардена. Увидев московскую версию «Бориса» 1948 года, с ее имперской помпезностью и роскошью исторических костюмов, импресарио попросил привезти образчик советского музыкального искусства. Показав британцам еще и современную постановку «Огненного ангела» Прокофьева, ГАБТ представил себя как театр, в котором наряду с музейными раритетами приветствуются новые тенденции.

Гастроли Большого проходят сразу после лондонских выступлений Мариинского театра. Тема конкуренции российских музыкальных колоссов заняла большое место в статьях тамошней критики и в обсуждениях в интернете. Официальные лица двух театров предпочитают, впрочем, говорить не о соперничестве в табели о рангах, а о «творческом соревновании». С этой точки зрения гастроли питерского балета прошли с малым успехом: театр решил показать исключительно балеты на музыку Шостаковича, но среди таковых в репертуаре Мариинки нет особых шедевров, а новехонький «Золотой Век», поставленный специально под гастроли, в Лондоне заслуженно подвергся полному разгрому.

Рецензии же на оперные спектакли ГАБТа, при всех оговорках, были достаточно благожелательны, и начавшиеся после выступлений оперы гастроли балета, так сказать, упали в хорошо подготовленную почву. Билеты на многие вечера раскуплены заранее, интерес публики не убавила даже нашумевшая статья в «Гардиан» накануне гастролей. В газете написали, что Большой театр «умер» и вообще он весь в долгах, что само по себе говорит о некомпетентности автора: по словам директора ГАБТа Анатолия Иксанова, наш государственный театр не может быть должником, потому что всю ответственность по законодательству берет на себя государство.

На этой неделе лондонцы смотрят московскую «Золушку» – премьеру последнего сезона. Уже прошли два балета – «Дочь фараона» и «Лебединое озеро». Рецензии на «Дочь» разнятся от безоговорочных восторгов в «Файнэншл таймс» до кислой статьи в «Телеграф». В целом хвалят больше, чем ругают. Критики «Таймс» и «Гардиан» поставили балету четверку по пятибальной системе, а обозреватель «Ивнинг стандард» предложила Индиане Джонсу отдохнуть, если есть такой балет, как «Дочь фараона» – с мистикой, погонями и побегами из плена. Успеху балета не помешали (а может, и способствовали) смешные происшествия на сцене: как сообщают очевидцы, на одном спектакле танцовщик наступил на хвост партнеру в костюме обезьяны, так что хвост оторвался, а лошадь, на которой выезжает фараон, оконфузилась после обеда.

Претензии прессы связаны с неприятием декоративности спектакля: англичанам подавай драматически разработанные характеры персонажей, а в «Фараоне», подумать только, вместо драмы – просто россыпь красивых танцев, «блестящая безделушка», как написал один из рецензентов. Зато исполнительница главной партии Аспиччии Светлана Захарова удостоилась безудержных комплиментов, правда, по поводу ее дуэта в «Лебедином» с Русланом Скворцовым в одной статье появилась фраза «они подходят друг другу, как ветчина и заварной крем». Лондонским критикам нравится сам принцип углубленного психологизма в «Лебедином озере» Григоровича, но они считают, что хорошая идея не нашла воплощения. «Григорович – хореограф, который забыл, как рассказывают истории», – пишет «Гардиан». У него нет динамики сценического конфликта, и непонятно, отчего Принц так далек от своего окружения, что мечтает о женщинах в лебединых перьях. При этом рецензент «Гардиана» очень хвалит исполнителей: «Вся труппа заслуживает настоящего «Лебединого озера». А лучшую оценку танцовщиков на гастролях дал критик Клемент Крисп: «50 лет назад Большой театр потряс нас артистизмом. Они до сих пор делают это, благослови их небеса!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2039
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1305
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
966
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1271

Другие новости