«Золушка» со Светланой Захаровой обещает стать апофеозом гастролей ГАБТа в Лондоне.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)
В 1956 году танцовщики впервые после прорыва железного занавеса приехали в Англию. Кроме того, театр отмечает 230 лет со дня основания и столетие Дмитрия Шостаковича. На этих трех китах строилась рекламная кампания ГАБТа в Лондоне. Городское метро увешано плакатами: слева – голова Бориса Годунова из одноименной оперы, справа – древняя египтянка Аспиччия из балета «Дочь фараона». «Годунов» – это вообще сенсация: если к регулярным приездам нашего балета англичане привыкли, то опера Большого впервые в своей истории выступила на сцене Ковент-Гардена. Увидев московскую версию «Бориса» 1948 года, с ее имперской помпезностью и роскошью исторических костюмов, импресарио попросил привезти образчик советского музыкального искусства. Показав британцам еще и современную постановку «Огненного ангела» Прокофьева, ГАБТ представил себя как театр, в котором наряду с музейными раритетами приветствуются новые тенденции.
Гастроли Большого проходят сразу после лондонских выступлений Мариинского театра. Тема конкуренции российских музыкальных колоссов заняла большое место в статьях тамошней критики и в обсуждениях в интернете. Официальные лица двух театров предпочитают, впрочем, говорить не о соперничестве в табели о рангах, а о «творческом соревновании». С этой точки зрения гастроли питерского балета прошли с малым успехом: театр решил показать исключительно балеты на музыку Шостаковича, но среди таковых в репертуаре Мариинки нет особых шедевров, а новехонький «Золотой Век», поставленный специально под гастроли, в Лондоне заслуженно подвергся полному разгрому.
Рецензии же на оперные спектакли ГАБТа, при всех оговорках, были достаточно благожелательны, и начавшиеся после выступлений оперы гастроли балета, так сказать, упали в хорошо подготовленную почву. Билеты на многие вечера раскуплены заранее, интерес публики не убавила даже нашумевшая статья в «Гардиан» накануне гастролей. В газете написали, что Большой театр «умер» и вообще он весь в долгах, что само по себе говорит о некомпетентности автора: по словам директора ГАБТа Анатолия Иксанова, наш государственный театр не может быть должником, потому что всю ответственность по законодательству берет на себя государство.
На этой неделе лондонцы смотрят московскую «Золушку» – премьеру последнего сезона. Уже прошли два балета – «Дочь фараона» и «Лебединое озеро». Рецензии на «Дочь» разнятся от безоговорочных восторгов в «Файнэншл таймс» до кислой статьи в «Телеграф». В целом хвалят больше, чем ругают. Критики «Таймс» и «Гардиан» поставили балету четверку по пятибальной системе, а обозреватель «Ивнинг стандард» предложила Индиане Джонсу отдохнуть, если есть такой балет, как «Дочь фараона» – с мистикой, погонями и побегами из плена. Успеху балета не помешали (а может, и способствовали) смешные происшествия на сцене: как сообщают очевидцы, на одном спектакле танцовщик наступил на хвост партнеру в костюме обезьяны, так что хвост оторвался, а лошадь, на которой выезжает фараон, оконфузилась после обеда.
Претензии прессы связаны с неприятием декоративности спектакля: англичанам подавай драматически разработанные характеры персонажей, а в «Фараоне», подумать только, вместо драмы – просто россыпь красивых танцев, «блестящая безделушка», как написал один из рецензентов. Зато исполнительница главной партии Аспиччии Светлана Захарова удостоилась безудержных комплиментов, правда, по поводу ее дуэта в «Лебедином» с Русланом Скворцовым в одной статье появилась фраза «они подходят друг другу, как ветчина и заварной крем». Лондонским критикам нравится сам принцип углубленного психологизма в «Лебедином озере» Григоровича, но они считают, что хорошая идея не нашла воплощения. «Григорович – хореограф, который забыл, как рассказывают истории», – пишет «Гардиан». У него нет динамики сценического конфликта, и непонятно, отчего Принц так далек от своего окружения, что мечтает о женщинах в лебединых перьях. При этом рецензент «Гардиана» очень хвалит исполнителей: «Вся труппа заслуживает настоящего «Лебединого озера». А лучшую оценку танцовщиков на гастролях дал критик Клемент Крисп: «50 лет назад Большой театр потряс нас артистизмом. Они до сих пор делают это, благослови их небеса!»