Старейшему театру Франции – «Комеди Франсез» – триста лет, но такого он еще не видел. Впервые за всю историю им будет руководить женщина.
Новость прогремела как гром среди ясного неба, когда вся театральная элита переместилась на авиньонский фестиваль.
Марселя Бозонне, который стоял во главе единственного государственного театра страны, никуда не вызывали и не предупреждали, а просто уволили. Причем сам он об этом узнал уже из коммюнике, распространенного кабинетом министра культуры.
Бозонне подписал пятилетний контракт с театром, который истекает 3 августа. Собственно, он должен был возобновиться еще на пятилетку, в этом сомнений ни у кого не было. Руководитель театра за годы своего правления зарекомендовал себя наилучшим образом. Не ломая традиций, он вливал свежую кровь в постановки. Приглашал известных режиссеров: Роберта Вильсона и Петра Фоменко. Ввел в репертуар пьесу Валер Новарина, одного из самых ярких современных французских драматургов. В театре появился первый темнокожий актер Бакари Сангаре.
И вот, не дав завершить начатое, его остановили на полпути.
Причина такого крутого поворота, хоть о ней откровенно не говорится, ни для кого не секрет.
Бозонне запланировал в следующем сезоне пьесу известного австрийского писателя и драматурга Петера Хандке к постановке на второй сцене театра «Вье Коломбье». Хандке уже 16 лет живет во Франции, являясь при этом одним из самых заметных представителей современной немецкоязычной литературы. И выбор его пьесы «Путешествие в страну звука, или Искусство вопроса» был вполне объективен. Актеры даже приступили к репетициям. Но тут внезапно умер Слободан Милошевич, и Петер Хандке не только отправился на его похороны, но и заявил у гроба, что Милошевич защищал сербский народ, и поэтому сам Хандке, который мысленно всегда с сербами, счастлив отдать последние почести бывшему югославскому президенту.
Бозонне, узнав о поступке драматурга из газет, тут же вывел его пьесу из репертуара. Со времен немецкой оккупации это был первый случай политической цензуры в театре. Разразился скандал. Интеллектуальная элита страны забросала Бозонне и министра культуры письмами в поддержку Хандке, декларируя право на свободу выбора.
Страсти погорели и, как казалось, угасли. И вдруг – новый драматический виток.
Увольнение Бозонне обжалованию не подлежит, тем более что уже назначен новый руководитель – 42-летняя Мюриель Майетт.
Она проработала в доме Мольера 21 год, сыграла более 30 ролей и осуществила ряд постановок на той же сцене. Министр культуры Рено Донодье де Вабр уверен, что с ней театр обретет «новую динамику». Сама актриса заявляет, что намерена поставить новые спектакли, «легкие и изобретательные, которые запросто можно было бы возить по миру».
Труппа «Комеди Франсез» – единственный постоянный театральный коллектив в стране. И Мюриель Майетт, прослужив в нем два десятка лет, знает все проблемы изнутри. К тому же она зарекомендовала себя как талантливый постановщик. В принципе, в ее способностях никто не сомневается. Общественность ошеломлена тем, что Бозонне, которому исполнилось 62 года, а во Франции госслужащие уходят на пенсию в 65, не дали доработать всего несколько лет. И не объяснившись, фактически выставили на улицу.
Париж