Красота для первых зрителей: директор ГМИИ Ирина Антонова проводит экскурсию для Михаила Швыдкого.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Похоже, что московские музеи в этом году решили побить все рекорды по количеству значимых событий. Юбилярам (Третьяковке и Кремлю) это по статусу положено, но и Пушкинский музей решил не отставать. Ему до юбилея еще 6 лет (100-летие музей будет отмечать в 2012 году), но готовиться к нему он начал загодя. Со вчерашнего дня открыла двери для всех желающих Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Она разместилась в бывшем флигеле усадьбы князей Голицыных, где до прошлого года располагался Музей личных коллекций.
Подобное перемещение картин и скульптур из одного здания в другое можно было бы считать небольшой внутримузейной рокировкой, если бы не популярность и значимость перемещенной коллекции. Переместили собрание работ Нового и Новейшего времени, самой привлекательной частью которого являются, конечно же, импрессионисты и постимпрессионисты, купленные когда-то практически «из первых рук» Сергеем Щукиным и братьями Морозовыми. Экспозицию, по сравнению с той, что была всем хорошо знакома, существенно расширили, выставив наконец-то должным образом то, что многие годы из-за нехватки места хранилось в запасниках. Это 413 экспонатов в новой Галерее против 222 в старой экспозиции основного здания. Получилось красиво. Огромные декоративные полотна Пьера Боннара, когда-то украшавшие пространство главной лестницы особняка Щукина в Малом Знаменском переулке, теперь встречают посетителей в холле первого этажа. Дальше три этажа представляют пестрый калейдоскоп различных художественных течений за два века (в логичную историю калейдоскоп не выстраивается – довольно странно начинать эту историю с немецких и австрийских романтиков).
В прежней экспозиции точно не было роскошного букета хризантем Ренуара, вида городка Ветей Моне и бронзовой головы Густава Малера Родена, керамики Дени, Дерена, Вламинка и гобеленов Дюфи и Люрса. Не было камерных, совсем почти крошечных, удивительных пейзажей Теодора Руссо и Диаза де ла Пенья. Не было отдельных залов, посвященных Моне, Гогену, Сезанну, Матиссу, Пикассо. Не было зала французских художников, признанных официальным Салоном, против которого так рьяно восставали импрессионисты и все последующие реформаторы.
В сентябре к этому добавятся около 30 работ из собрания Сергея Третьякова, которые сейчас экспонируются на выставке, посвященной братьям, в Третьяковской галерее. И еще на одно прибавление надеется дирекция музея – на картины из коллекций Щукина и Морозова, отправленные в 1948 г., после закрытия Государственного музея нового западного искусства, в Эрмитаж. Право, сложно представить, что Эрмитаж согласится расстаться с Матиссом, Пикассо и многими другими, однако, по мнению Ирины Антоновой, это было бы справедливо.
В освободившиеся залы основного здания переместятся из запасников картины ранних нидерландцев и египетские и греко-римские древности.