В этом году Катрин Денев предстоит судить венецианских конкурсантов.
Фото Reuters
Отобранных в конкурс фильмов, кроме самих отборщиков, никто не видел, в том числе даже директор фестиваля Марко Мюллер. Он заявил, что не исключает возможности провала. Хотя, честно говоря, представить себе Венецианский фестиваль «провалившимся» довольно трудно. Впрочем, Венеция всегда отличалась склонностью к риску и экспериментам.
Венецианский конкурс пестрит именами самого разного калибра – от всемирно известных до дебютантов. Здесь и такие «маэстро» от кино, как Пол Верхувен и Стивен Фрирз, и недавно выбившиеся в именитые Дарен Аронофски (после «Реквиема по мечте») и Альфонсо Куарон (после фильмов «И твою маму тоже» и «Гарри Поттера и узника Азкабана»), и скандальный тайванец Цяй Минь Лянь, чье порнооткровение «Капризное облако» вот уже два года то и дело становится предметом спора. Потихоньку протискивается в ряды именитых и труднопроизносимый Апичатпонг Вирасетакул, тайский режиссер, чья замысловато-экзотическая «Тропическая лихорадка» тронула сердца прошлогоднего каннского жюри и получила специальный приз. Впервые в конкурсе крупного фестиваля засветится фильм из Чада. На открытии покажут новый фильм Брайна Де Пальмы «Черная орхидея», во внеконкурсную программу привезут свои новые картины Дэвид Линч и Оливер Стоун. Линчу, кстати, вручат «Золотого льва» за вклад в мировой кинематограф.
Покинув несколько лет назад пост директора Берлинского фестиваля, Марко Мюллер, питающий определенную слабость к российскому кино, сделал Венецианский фестиваль небольшим плацдармом для нашего кинематографа. Впрочем, в Венеции и раньше наше кино привечалось, но поскольку здесь всегда было в чести кино авторское, некассовое, наше присутствие в Венеции не всегда было ведомо широкой общественности. Триумф «Возвращения» Андрея Звягинцева три года назад начал отсчет новой жизни русского кино на чужих фестивальных просторах. В этом году за «Золотого льва» наряду с мэтрами будет бороться наш дебютант, театральный режиссер из Омска Иван Вырыпаев, который везет в Венецию фильм «Эйфория». Почему именно этот фильм – остается только гадать. Вряд ли, конечно, дебютанта Вырыпаева постигнет та же счастливая участь, что и дебютанта Звягинцева, – уж слишком по-особому должны сойтись звезды, – однако в Венеции, как, впрочем, на любом крупном фестивале, возможно все.
В этом году русская речь здесь будет слышна, вероятно, чаще, чем какая-либо еще. Наше присутствие на Биеннале на сей раз окажется более чем серьезным. Одним Вырыпаевым не обошлось. Почетную миссию закрыть фестиваль поручили фильму Павла Лунгина «Остров» – занятной ленте о преступлении, наказании, покаянии, прощении с необычайно органичным Петром Мамоновым в главной роли. В одной из параллельных программ, «Горизонты», – «Свободное плавание» Бориса Хлебникова, чей «Коктебель» (совместно с Борисом Попогребским) несколько лет назад триумфально прокатился по всему миру, собрав внушительную коллекцию призов. В главном жюри под руководством Катрин Денев будет заседать Чулпан Хаматова, режиссер Алексей Федорченко (получивший в прошлом году в Венеции приз за «Первых на Луне») вошел в жюри короткометражек, президент Международной ассоциации кинокритики (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов возглавит жюри дебютов. Но даже это еще не все. Участникам и гостям Биеннале предстоит познакомиться с целой программой под названием «Тайная история русского кино», и многие впервые увидят «Волгу-Волгу», «Карнавальную ночь», «Веселых ребят», «Свинарку и пастуха», «Романс о влюбленных»... Почему это история «тайная» – пока непонятно. Венеция вообще город загадочный.