Любимица Зальцбурга Анна Нетребко с датчанином Бо Сковхусом в «Свадьбе Фигаро».
Фото Reuters
Двенадцатикратным кличем «Каждый человек!» открылся 87-й Зальцбургский фестиваль. По давней традиции он начался демонстрацией на соборной площади города пьесы «Каждый человек» австрийского драматурга-символиста Гуго фон Гофмансталя, который был одним из зачинателей и идеологов фестиваля. В 1919 году он написал эссе о театре и городе, где объявил Зальцбург «сердцем сердца Европы».
Однако в этом году «сердце сердца Европы» затмило солнечное сияние Моцарта – похоже, именно Зальцбургский фестиваль станет кульминацией праздника, который длится уже более полугода (старт был дан в день рождения композитора, 27 января). Австрийцы словно помешались на национальном герое: улыбка гения сияет из кондитерской лавки, с витрин парфюмерных магазинов, Вена исчерчена «моцартовскими тропами», по которым предлагается совершить пешеходный тур (с заходом в одну из самых старых пивнушек города, где Моцарт оставил свой автограф). Количество концертов, перформансов, театральных премьер и прочих мыслимых и немыслимых программ, посвященных Моцарту, бьет рекорды. Зальцбургский фестиваль осуществляет тем не менее один из самых грандиозных проектов: в течение 40 дней здесь пройдут 235 мероприятий – оперы, концерты, спектакли, литературные вечера, посвященные всемирно известному австрийцу. Так, в цикле «Моцарт-22» будут представлены все 22 оперы Моцарта (целиком или – неоконченные – во фрагментах). Кульминацией программы станут новая постановка «Волшебной флейты» (дирижер Риккардо Мути) и премьера оперы «Свадьба Фигаро» в постановке немецкого режиссера Клауса Гута (музыкальный руководитель Николаус Арнонкур) с Анной Нетребко в роли Сюзанны. Последнюю в Австрии не иначе как обожествляют (поэтому вопрос о предоставлении певице австрийского гражданства, похоже, вопрос решенный – без экзамена на знание языка, истории и традиций, разумеется), а спрос на билеты, говорят, в восемь раз превысил количество мест в зале. Проект «Моцарт-22» оригинальным образом включает в себя премьеру оперы Моцарта: по заказу фестиваля композитор Хайя Черновин из Израиля на основе моцартовского сценического фрагмента «Заида» написала оперу под названием «Адама» – получилось что-то вроде «Похищения из Сераля», только в трагическом варианте: в целом речь идет о палестино-израильском конфликте. Еще одна оперная премьера Зальцбургского фестиваля – опера Ханса Вернера Хенце «Gogo no eiko», написанная по известному роману японского писателя Юкио Мишима «Моряк, потерявший верность моря». Необъятная концертная программа фестиваля сконцентрирована только на сочинениях Моцарта с небольшими вкраплениями современной музыки. Среди интерпретаторов – Даниэль Баренбойм, Пьер Булез, Сэо Симон Рэттл, Марис Янсонс, оркестры Венской и Берлинской филармоний, Амстердамского Концертгебау, пианисты Альфред Брендель, Ланг Ланг, скрипач Гидон Кремер и другие выдающиеся музыканты.