«Золотой век» Юрия Григоровича не стал заметным событием в культурной жизни Москвы. Сцена из спектакля.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)
Весь прошлый сезон, как обычно, главную роль в московском прокате играл классический балет. Жизнь балетного наследия текла по давним законам: по российским правилам оплаты, чтобы получить гонорар, возобновителям старинного спектакля надо что-то присочинить, а что-то, наоборот, выбросить. Это называется «редакция» балета. И плодятся на просторах Родины опусы, затеянные под разговоры о необходимости «сохранения традиций», но с целью убить двух зайцев – улучшить свое финансовое положение и приобщить личную биографию к великим образцам.
Большой театр взял курс на привлечение иногородних танцовщиков. В статусе приглашенной звезды 10 спектаклей станцевал премьер Киевской оперы Денис Матвиенко, с нового сезона он вместе с женой Анастасией станет постоянным членом московской труппы. Из Берлина в Большой театр переманили русского солиста Артема Шпилевского, а из Мариинки – Андрея Меркурьева. Чуть было не подписала контракт с театром и Диана Вишнева, но в последний момент все сорвалось, а ведущие балерины ГАБТа, протестовавшие против прихода питерской конкурентки, вздохнули спокойно. Нашим примам проще доказывать свое право на спектакли ораторским мастерством в кабинете директора, а не ногами на сцене. Вишнева все же порадовала разовым выступлением в «Лебедином озере». В том же балете поразила необычностью трактовки берлинская прима Полина Семионова. Запомнились выступления молодежи: Екатерина Крысанова лихо отплясала бандитку Люську в «Золотом веке», Наталья Осипова прыгала до потолка в «Дон Кихоте», Вячеслав Лопатин поразил европейской чистотой исполнения в «Щелкунчике» и в партии шута в «Лебедином озере».
Масштабный фестиваль в честь Майи Плисецкой и концерт для юбилярши в Кремле превзошли все ожидания: юмористически переделанный «Дон Кихот» с брейком и шаолиньскими монахами запомнится надолго. Худрук балета Алексей Ратманский выпустил небольшой балет «Игра в карты» – изящный аргумент в пользу расширения привычного репертуара. А вот глобальные премьеры Большого – «Золотой век» Юрия Григоровича и «Золушка» Юрия Посохова – не вызвали единодушного одобрения балетной общественности. Первый опус, хоть и четко сработанный, отдавал советским нафталином, а второй привлек родителей – возможностью воспитывать детей на «добром» спектакле независимо от качества хореографии.
Вне ГАБТа балетная жизнь тоже не стояла на месте. Столетие отметил патриарх народного танца Игорь Моисеев. Поклонники Николая Цискаридзе смогли полюбоваться на своего кумира, раскрашенного с головы до ног: таким танцовщик предстал в балете «Синий бог». Фестиваль российского современного танца «Цех» показал возросшую респектабельность этого пластического направления, существующего, как жалуются его представители, в тени классического балета. Гастрольный спектакль израильской труппы «Киббуц» порадовал режиссерской внятностью, выступления китайского акробатического балета – трюками, балет из Франции «Тигры в чайном домике» – смесью единоборств с пластической медитацией. Международный фестиваль современного танца «Рампа Москвы» был хорош обширной географией стран-участниц. Приезд пермской компании Евгения Панфилова показал, как российская провинция ищет пути культурного развития. А гастроли балета Бориса Эйфмана со спектаклем «Анна Каренина» смутили даже его преданных поклонников: очень уж плотоядная получилась героиня.
В заключение – ставшее уже традицией награждение заочной премией от обозревателя «НГ». Премия называется «Рваные пуанты» и мысленно вручается худшему балетному проекту сезона. Таким, на взгляд обозревателя, стал очередной выпускной концерт Московской академии хореографии. Вот уж, что называется, ни рук, ни ног.