В Московском музее современного искусства открылась выставка «Power», представляющая искусство молодых художников, – своеобразная демонстрация творческого багажа поколения «миллениум». Тогда как на Арт-Стрелке на очередной серии вернисажей отдыхали художники старшего поколения.
Молодые, как правило, хотят быть услышанными. В стремлении высказаться в ход идут все жанры и сподручные средства, начиная от видеоарта до живописи и скульптуры. В итоге выставка бурлит, ворчит и скрипит вовсю, пытаясь догнать и достать доверчивого зрителя. Дело даже не в той пресловутой энергии, которая вынесена в заглавие проекта. Они просто очень вежливо научились толкаться, так что даже не обидно. Это современная вежливость незнакома поколению девяностых, когда был надрыв и желание уйти в подполье, слушать техно, делать видео и драть холсты. Вот Женя Ма в своей работе на языке глухих говорит: «Я лучший» – почему бы и нет?! Или у Монгуша Алдыной на картине «Утро» юноши и девушки вповалку и обнимку спят, а рассвет оттеняет их юные тела. Красиво. Нет ни бутылок, ни чего-нибудь еще запретного. Даже неловко смотреть на столь «непорочные» создания. В видео Сергея Еркова на фоне неба и березок автор, как князь Болконский на поле битвы, размышляя о смысле жизни, приходит к дарвиновской идее, что выживет сильнейший, и хорошо.
Кульминационный характер в наметившемся противостоянии призракам прошлого несет видео Арсения Жиляева «11.2006», украшенное двумя мощными символами рубежа восьмидесятых и девяностых годов – компьютерной игрой «Тетрис» и песней Виктора Цоя «Мы ждем перемен». Геометрические фигурки падают в стакан, исчезая слой за слоем под до боли знакомый мотив, который отзывается ностальгическими всхлипываниями в сердцах. Такое осмысление реальности визуально куда симпатичнее акционизма девяностых, когда в галереях текла настоящая кровь и художник взаправду кусал ноги зрителям. Оно никогда не вызовет бурную общественную реакцию, скорее наоборот. Все полюбят такое современное искусство, даже несмотря на то что в тебя с экрана плюет очистками от семечек художница Нина Кухтина. Семечки зрителю близки и понятны. Старшие художники, наконец, смогут перейти в разряд заслуженных классиков, постепенно они станут признанными, уважаемыми в народе. Остается молодым только спасибо сказать за их искренний жест и реверанс в сторону прошлого.
Как раз на Арт-Стрелке то самое пародируемое поколение уверенно трясет седеющими волосами, профессионально и весело. В ХL-галерее выставка художника и прославленного эксгибициониста Александра Петрелли, не расстающегося со своим широким и вместительным Пальто. В его случае, на внутренней подкладке, небрежно спрятаны произведения современного искусства, при желании посмотреть и купить художник распахивает Пальто, заставляя ворочаться дядюшку Фрейда и смущаться. В этот раз при участии любимого травести Влада Монро новоиспеченный дуэт показал серию портретов «героев вчерашних дней», нарисованных шариковой ручкой. На картинах Джим Морисон, Фредди Меркьюри и другие выглядят такими, какими мы их помним и любим. Получилась серия работ с таким сильным оттенком ностальгии, что слезы не наворачиваются. Продолжая тему, Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин призывают смотреть «Кино из мясорубки», демонстрируя уже давно известную работу художника Сергея Тетерина. Если крутить ручку, то начинается кино. При последовательном вращении и работе чудо-машины оживает память рук, атрофированная сегодня привычкой нажимать кнопки. В галерее ABC ирония совсем тонка, а ностальгия превращается в интеллектуальную игру в проекте Сумниной Марии «Атлас». На желтой бумаге тексты, принадлежащие эпохе бальных платьев и вееров, рядом графика, стилизованная под рисунки в альбомах и легкие наброски на память. Из подчеркнутых карандашом на листочках фраз и рисунков складывается комикс.
Так, все дружно еще раз проговорили тему поколений, каждый остался при своем и вполне достойном выборе.