Макарова, не добравшаяся весной до Мариинского фестиваля, где ей собирались посвятить гала-концерт, все-таки сумела приехать в Питер. Остальные члены жюри – руководители балетных школ из разных стран и балетных трупп петербургских театров.
Особого ажиотажа участников в этом году не наблюдалось. Более шестидесяти – но география сужается, даже из Москвы приехали только трое. Да и своих студентов и выпускников академия представила не слишком массово – иностранных стажеров, похоже, больше, чем собственно студентов.
Туры и заключительный гала проводили в Михайловском театре, что добавило конкурсантам трудностей: в отличие от Эрмитажного театра в Малом оперном сцена имеет покат. Джентльменский набор классических вариаций и па-де-де не выходил за рамки обычного и не изменил заданную после первого тура схему лидерства. Особых провалов не было, но запоминающегося оказалось немного. При этом вагановцы, хотя для них это первое и скорее всего последнее участие в балетном конкурсе (академия давно не представляет своих студентов на других конкурсах, а для тех, кто попадает в Мариинку, шансы выступать на конкурсах практически нулевые), не слишком выделялись на общем фоне. Кстати, по сути, на этих турах соревнуются не только участники, но и педагоги.
Еще маленькая проблема именно этого конкурса: насколько способно жюри оценить не только готовый результат, но и потенциал участника. Жаль, когда те, у кого нынешнее выступление – предел возможностей, оцениваются в той же мере, как и те, у кого заметна возможность роста.
Завершающий раздел оказался на уровне конкурса. Торжественная часть, даже начавшись гимном города, шла вяло и неинтересно. Снотворное перечисление на русском и английском имен и титулов жюри, перечень участников третьего тура, а затем лауреатов, речи и однообразные марши с букетами на протяжении сорока минут не слишком способствовали атмосфере праздника. Особо поразвлек советник министра культуры, увязший в своей речи настолько, что бывший ректор, а ныне заместитель министра культуры Леонид Надиров оказался у него тоже выпускником Вагановской академии.
Программа гала-концерта дублировала в сокращении программу третьего тура. Участники, накануне выложившись в соревновании, выступили в основном хуже. И финальный аккорд концерта не удался: парадное «Классическое па-де-де» Обера – Гзовского у лауреата второй премии Марии Чугай продемонстрировало далеко не блестящую технику и выучку (странно у признанной лучшей в женской группе выпускницы Вагановской академии видеть, например, плохо поставленный корпус). Не в плюс конкурсу, что после гала слишком многие приводили в пример исполнение этого номера корейской парой, среди лауреатов не числящейся.
Вообще закулисная дележка мест, свойственная в той или иной мере всем конкурсам, была представлена очень уж наглядно. Безусловных наград при этом не слишком много. Главная – первое место в мужской группе – именно такая. Вадим Мунтагиров из Перми – заодно и «Надежда России», то есть получает стажировку в Вагановской академии. Надеяться есть на что – его танец на редкость гармоничен, он танцует чисто, легко, сочетая обаяние молодости и сценической зрелости. Остальные лауреаты: вторые премии – Анастасия Никитина (Вагановская академия), Рихард Сабо (Венгрия); третьи – Елизавета Чепрасова (Вагановская академия), Ольга Голица (Украина), Айдос Закан, Накая Масахиро (обе – Вагановская академия).
Корейские и японские студенты – отдельная тема. Чем дальше, тем больше они отличаются от наших в лучшую сторону. Конечно, физические данные улучшаются мало: в основном это коренастые, с нефактурными ногами и фигурами артисты. Но вот по части чистоты танца и артистизма они обгоняют отечественных.
Что касается перспектив, то здесь конкурс, похоже, на распутье: перейти в статус кулуарного (международного лишь номинально) или все же «выйти на большую дорогу» и вступить в конкурентную борьбу с другими конкурсами. Для этого, правда, придется отправлять своих студентов «в стан врага», на другие конкурсы – но тогда можно надеяться на взаимный обмен, а не только на то, что каждый из членов жюри привезет своих учеников. Чтобы рискнуть, нужна уверенность в своих силах, то есть в том, что вагановская школа в изложении Вагановской академии живет и побеждает. А вот этой-то уверенности, похоже, не хватает.