В основе балета «Мартин Лютер» – апологетическая биография выдающегося церковного деятеля. По утверждению создателей спектакля, это «первое в истории мирового балетного театра обращение к теме истории церкви». Но автор либретто и продюсер Константин Андреев, пастор евангелическо-лютеранской церкви св. Михаила в Москве, в преамбуле к спектаклю предпочел писать не о славе протестантизма, а о вечных ценностях. А хореограф Дмитрий Бугаев рассказал, что просто хотел продолжить традицию создания балетов типа «Спартак» или «Иван Грозный» – о сильных мужчинах, делающих свой выбор.
На словах авторы спектакля предпочитают не акцентировать конфессиональную направленность. Но, как бы ни оговаривали суть либреттист и постановщик, воспевание реформатора означает воспевание Реформации. Недаром среди спонсоров спектакля – протестантские фонды и организации. В таком ракурсе балет «Мартин Лютер» есть способ религиозной пропаганды средствами искусства. Художественные проблемы отходят на второй план.
Авторы уверяют, что хотели задуматься над вопросом: «Совместимы ли церковная тематика и балет»? Ответ на этот вопрос опять-таки зависит от отношения к искусству. Если балет для вас – слуга богословия, дело одно. Если же вы думаете, что балетное искусство может и должно говорить о мире непосредственно, через танец и хореографию, без того, чтобы служить пластическим катехизисом или конфессиональным плакатом, – дело другое. И еще. По второму варианту придется разбираться в собственно балетных качествах спектакля.
«Мартин Лютер» сделан по опробованным лекалам, соединив в себе, кажется, всю историю русского и советского балета. На сцене ДК «Салют» была обильная «драмбалетная» пантомима с бытовизмами и иллюстративным пересказом сюжета – всем доступный наивный реализм. Плюс трюковые вариации главного героя – в отличие от исторического прототипа, здешний Лютер (Сергей Чумаков) худ, строен, готов много прыгать и вертеться. После одной такой вариации герой прибивает к воротам виттенбергской церкви знаменитые 95 тезисов с протестами против грехов католической церкви. Лирика обеспечена в адажио реформатора с невестой, беглой монахиней (пафосная хореография в стиле советского балета 70-х годов). Среди действующих лиц – сильные мира сего: Папа Римский Лев X, император Карл Пятый и глава монашеского ордена доминиканцев Тетцель, торгующий индульгенциями прямо на сцене. Борьба добра со злом воплощена в двух потусторонних существах, ангелах света и тьмы, сопровождающих Лютера по жизни. Второй ангел (попросту говоря, дьявол) сильно напоминает Злого гения из балета «Лебединое озеро». Сцены римского духовного разврата сделаны как пляска шутов и как танец поселянок, заигрывающих со слабыми духом монахами. Чтобы отвлечь Лютера от правды, танцуют даже ожившие языческие статуи. А зловещий кардинал из свиты Папы корчится, как нищий факир из «Баядерки» или фея Карабос из «Спящей красавицы».
┘Пока открытых протестов Католической Церкви в адрес «Мартина Лютера» не было, но в принципе они не исключены. Впрочем, после скандала с книгой Дэна Брауна «Код да Винчи» Ватикану уже ничего не страшно. Тем временем труппа Дмитрия Бугаева, успешно прокатавшая балет в протестантских странах, готовит следующий проект – «Эсфирь». Это совсем уж политкорректный вариант: Ветхий Завет дорог всем христианским конфессиям. И гастроли в Израиле обеспечены.