Одним из последних событий завершающегося театрального сезона стал последний показ спектакля Валерия Фокина «Арто и его двойник» в Центре имени Мейерхольда.
Арто все это время играл Виктор Гвоздицкий, в роли его двойника на последнем спектакле был нынешний ректор Щукинского училища, народный артист России Евгений Князев. На премьере в паре с Гвоздицким играл Игорь Костолевский.
Спектакль имел успех, а Гвоздицкий, ныне почти не играющий в Москве, после спектакля сказал даже, что у каждого актера в жизни вообще не так уж много ролей, про которые он может сказать, что это – его любимые роли, роли, которые остаются с ним, проходят через всю жизнь.
Мятущийся, себя мучающий, других изводящий – конечно, такой герой из репертуара Виктора Гвоздицкого. Но в том и дело, что за прошедшие с премьеры несколько лет сперва Валерий Фокин начал жить на две столицы, став главным в Петербургском академическом Александринском театре, потом пригласил в театр Гвоздицкого.
И Гвоздицкий стал играть «Арто┘», приезжал в Москву как на гастроли.
Прощаясь со спектаклем, Валерий Фокин произнес несколько добрых слов, из которых, в частности, можно было понять, что главное, чего не хотелось, – видеть, как спектакль разваливается, поскольку не хватало времени для репетиций. А спектакли Фокина таковы, что им, как механизмам, нужна постоянная «прокачка» и «техобслуживание». Так что в решении закрыть спектакль следует признать мужество, которого так часто недостает другим постановщикам. И Фокин, так много выступающий на темы печальной судьбы русского репертуарного театра, которые легко открываются и трудно соглашаются поставить последнюю точку, решил подать пример. Чтобы увидеть «Двойника», правда, уже без Арто, теперь придется ехать в Петербург: в минувшем сезоне Фокин поставил в Александринском театре спектакль «Двойник», в котором главную роль играет Гвоздицкий.