Жерар Депардье охотно согласился приехать за Премией Станиславского – с некоторых пор он стал большим поклонником России.
Фото Reuters
Вместо того чтобы говорить о кино, в преддверии открытия Московского кинофестиваля главные «ставки» разгорались вокруг того, кто в итоге возглавит жюри. В среду имя председателя обнародовали: судить московский конкурс жюри будет под председательством польского режиссера Анджея Жулавского. Такой выбор сделали сами члены этого международного судейского коллектива. Напомним, кроме Жулавского в жюри XXVIII ММКФ вошли российский режиссер Алексей Учитель, английская актриса Джулия Кристи, канадский актер Рими Жирар, французский киновед Пьер-Анри Деле.
Итак, не успев начаться, Московский кинофестиваль встал перед серьезной проблемой. Михаэль Ханеке за две недели до начала фестиваля отказался возглавить жюри кинофорума. Ханеке – режиссер с мировым именем, почитаемый в серьезных кинематографических кругах как непревзойденный мастер социально-психологического кино. Согласившись возглавить жюри ММКФ, Ханеке выдвинул ряд требований – в частности, оплату пребывания в Москве его жены, ретроспективу своих фильмов, право давать рекомендации по формированию жюри. Получив согласие, Ханеке немного подождал и за две недели до открытия фестиваля прислал короткое письмо, в котором объяснил, что неожиданно в Америке запустился его проект, куда более важный для него, чем председательство в жюри ММКФ. Ошарашенное руководство фестиваля отписало режиссеру возмущенный ответ и срочно начало искать замену. Уповали на Питера Гринуэя, который, слегка поломавшись, тоже отказался, сославшись на занятость.
Ситуация не просто нештатная – ситуация скандальная. Из аналогичных примеров можно вспомнить разве что отказ Джоди Фостер пять лет назад возглавить жюри Каннского фестиваля, когда ей неожиданно предложили заменить в картине Николь Кидман, сломавшую ногу. Фостер предпочла работу на съемочной площадке престижному председательству. Правда, она успела отказаться все-таки достаточно заблаговременно, и руководство Каннского фестиваля пригласило вместо нее Лив Ульман. К тому же такому фестивалю, как Каннский, куда проще в спешном порядке найти замену «отказнику», нежели Московскому, – все-таки по части престижа ММКФ, мягко говоря, сильно уступает Каннскому. Вообще-то организаторам Московского фестиваля стоило бы задуматься: а есть ли смысл позиционировать свой фестиваль наравне с другими фестивалями класса «А» – Каннским, Венецианским, Берлинским. Как только ММКФ стал постепенно «разживаться» звездами, согласившимися посетить фестиваль, организаторы поспешно объявили себя одним из крупнейших мировых кинофорумов и принялись раздувать щеки. При этом ни уровень конкурсной программы фестиваля, ни интерес к нему со стороны зарубежной прессы, ни бюджет поводов для этого пока не дают.
Бюджет нынешнего, 28-го Московского кинофестиваля – 90 млн. руб., из них 15 млн. руб. выделила московская мэрия из городского бюджета. То есть чуть больше 3 млн. долл., сумма для крупного фестиваля скромная. А бюджет всякого приличного фестиваля класса «А» должен быть как минимум в три раза больше. Для сравнения: бюджет последнего Берлинале составлял примерно 15 млн. долл., Каннского фестиваля – около 20 млн. долл.
Большая часть аккредитованных журналистов – представители российских СМИ. Списки иностранных журналистов (включая страны СНГ) насчитывают около 200 человек, причем самые большие журналистские «делегации» прибыли из Франции и Германии. Однако крупные зарубежные издания – такие как, например, «Нью-Йорк таймс», лондонский «Таймс», французские «Монд» и «Фигаро» и многие другие – своих корреспондентов в Москву не прислали. В основном – информационные агентства и специализированные журналы. Так что говорить о реальном интересе к Московскому фестивалю со стороны мировой кинообщественности пока рано.
В конкурсной программе ожидается 17 картин, прибывших из Германии, Великобритании, Хорватии, Польши, Италии, Франции, Израиля, Мексики, Венгрии, США┘ Одной лентой – фильмом «Червь» Алексея Мурадова – представлена Россия. Известные режиссерские имена нет-нет да и мелькнут в конкурсном списке – например, француз Бертран Блие, плодовитый чилиец Рауль Руис, венгр Иштван Сабо. На церемонию открытия фестиваля должен прибыть китайский классик Чен Кайге, многочисленные кинонаграды которого прирастут соответствующим «Георгием» за вклад в мировой кинематограф. А на закрытие обещает явиться большой поклонник России вообще и русской икры в частности Жерар Депардье, которого ждет премия с громоздким названием «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского».