У нас не каждый взрослый солист умеет так лихо «орудовать» партнершей, как это удавалось бразильским стажерам.
Фото Елены Фетисовой
Сегодня в Театре им Н.Сац состоится второй из трех концертов учеников Школы Большого театра в Бразилии. Первый прошел в понедельник на Новой сцене Большого театра.
Когда народный бразильский танец «Маракату» танцуют балетные профессионалы до 16 лет, получается нечто донельзя наивное и вместе с тем парадное. Когда мальчик лет четырнадцати в балетной поддержке запросто поднимает на плечо довольно плотную девушку, зрители ликуют, а завсегдатаи Большого театра вздыхают: у нас не каждый взрослый солист сможет так лихо орудовать партнершей.
Школа уже шесть лет базируется в Джоинвилле (это город на юге страны), это первый и пока последний из ГАБТовских проектов такого рода за рубежом. Когда театр предложил учить детей в бразильской провинции танцу по московской методике, тамошняя сторона приняла идею на ура. Отличный кофе в стране имеется, карнавалы гремят на весь мир, Роналдинью радует, а балета, считай, и нет. В первый набор детей небалетный город был увешан афишами «Большой в Бразилии!». Поступать съехались 20 тысяч детей. Приняли – 80. На уроках дочка коммерсанта стоит рядом с внучкой каменщика, и неизвестно, кто окажется талантливей. И так восемь лет по пять часов в день, не считая общеобразовательных предметов.
Библиотека в бразильской школе носит имя Пушкина, балетные классы названы в честь Нижинского, Павловой, Улановой... Задача российских и бразильских педагогов, как сказал на концерте куратор школы Владимир Васильев, – научить детей «танцевать не одной какой-то частью тела», а с пониманием. Это, видимо, означает соединение славного южноамериканского темперамента с выверенными канонами балета.
Самая взрослая участница концерта, Мариана Гомес, не так давно стажировалась в кордебалете Большого и, по словам очевидцев, показала себя безотказной и трудолюбивой. Эти дефицитные в труппе качества так понравились руководству ГАБТа, что бразильянке предложили постоянный контракт. Теперь весь Джоинвилль гордится: Мариана – первая выпускница школы, получившая работу в одном из лучших театров мира.
Гомес танцевала Хозяйку бала в сюите из балета «Щелкунчик», которую соорудил Владимир Васильев. Задача постановщика свелась главным образом к тому, чтобы замаскировать нехватку студентов и численный перевес студенток. К первому выпуску школы, через два года, Васильев собирается сделать «Щелкунчик» полностью, и балет покажут на сцене нового, к тому времени уже построенного городского театра.
Между тем принцип «чем богаты, тем и рады» оказался плодотворным. Проект Большого в Бразилии неожиданно стал генератором идей совсем в другой области: в тот же день, когда на Новой сцене театра танцевали под Чайковского, в Краснодаре открылась школа бразильского футбола.