Ежегодно в Германии проходят десятки музыкальных фестивалей, однако далеко не все они могут похвастаться ярко индивидуальным, непохожим на другие форумы обликом и столь высоким художественным уровнем, как Международный фестиваль Генделя в Геттингене.
Общеизвестно: фестивали музыки великих композиторов проходят, как правило, на их родине либо там, где они провели значительную часть творческой жизни (что, в свою очередь, привлекает туристов, которые и составляют большую часть зрителей). Хрестоматийные примеры – Баховский фестиваль в Лейпциге, Генделевский фестиваль в Халле, Моцартовский форум в Зальцбурге. Фестиваль в Геттингене – явное исключение, поскольку Гендель никогда не жил в этом городе. Чем же объясняется многолетний успех фестиваля в небольшом университетском городке, расположенном в стороне от популярных туристических маршрутов?
Прежде всего – энтузиазмом его жителей, их преданностью музыке гениального соотечественника. 75 лет назад, в марте 1931 г., в Геттингене было основано Генделевское общество, однако еще раньше, в 1920-х гг., именно здесь впервые после смерти композитора вновь прозвучали его оперы (в частности, «Роделинда» под управлением Оскара Хагена; «Юлий Цезарь», «Ксеркс», «Радамисто» и другие шедевры). В эти годы закладываются традиции Геттингенского фестиваля, получившего тогда свое второе название: «Возрождение Генделя».
В послевоенные годы художественными руководителями форума были такие выдающиеся дирижеры, как Фриц Леман, Гюнтер Вайсенборн, Джон Элиот Гардинер. Геттингенская публика слышала множество звезд мирового уровня: Дитриха Фишера-Дискау и Франса Брюггена, Германа Прея и Барбару Шлик, Тревора Пиннока и Рене Якобса, Мстислава Ростроповича и Гидона Кремера.
Нынешний директор фестиваля профессор Ханс-Людвиг Шрайбер – один из крупнейших немецких юристов последних десятилетий, бывший ректор Геттингенского университета и в то же время фанатичный поклонник творчества Генделя, его истинный знаток и ценитель. Именно доктор Шрайбер планирует стратегию форума на годы вперед; благодаря его авторитету фестиваль получает солидные спонсорские вложения; наконец, именно Шрайберу не смеют отказать планетарные звезды музыкального небосклона, год за годом приезжающие в Геттинген.
Нынешний фестиваль, проходивший в год 250-летнего моцартовского юбилея, носил подзаголовок: «Гендель в зеркале Моцарта». Его канву составили две генделевские оратории в моцартовской обработке, исполненные несколько раз – «Мессия» и «Празднество Александра». Первой из них неизменно дирижировал Николас Макгиген, второй – Рене Якобс. Две эти удивительные личности своеобразно оттеняли друг друга на сцене геттингенского Штадхалле и других площадках фестиваля – если Якобсу свойственна прежде всего ювелирная проработка деталей и безукоризненный баланс всех компонентов, то неистовый темперамент Макгигена побуждает его создавать масштабные полотна, искать и находить парадоксальные творческие решения, интерпретировать даже хрестоматийные сочинения на редкость раскованно и свежо, ниспровергая расхожие штампы.
Еще одним важнейшим событием форума стала новая постановка оперы Генделя «Поро, царь Индии», с блеском осуществленная дирижером Конрадом Юнгхенелем, режиссером Игорем Фолвиллем и художником Манфредом Кадерком. Ядро оркестра, участвовавшего в оперных представлениях, составил знаменитый коллектив Берлинской академии старинной музыки. Кроме того, на нынешнем фестивале публике впервые был представлен специально созданный новый фестивальный оркестр с участием лучших исполнителей музыки барокко из многих стран – Италии, Германии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, США и других. Этот оркестр ярко заявил о себе в «Мессии», в Гала-концерте, кульминацией которого стало ошеломляющее исполнение «Военной симфонии» Гайдна, а также в грандиозной до-минорной мессе Моцарта.
Вокруг перечисленных главных событий строилась разнообразная как в жанровом, так и в стилистическом отношении программа фестиваля, включавшая в себя помимо авторов, перечисленных выше, произведения Перселла и Дауленда, Скарлатти и Корелли, Баха и его сыновей, Брамса и Регера, Пуленка и Стравинского, Бернстайна и Лигети, джаз и концерты для детей, богослужения в старинных соборах Геттингена, концерты-выезды в близлежащие города и замки, органные, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, лекции-преамбулы на нескольких языках, научный симпозиум. Неизменными всегда оставались только очень высокий музыкальный уровень, энтузиазм и восторг публики, заполненные до отказа залы и многочисленные бисы.