Российский современный танец, долгое время путавшийся в коротких штанишках детства, стал старше на эпоху: получили диплом первые студенты первого в стране факультета современного танца, открытого в 2001 году в Екатеринбургском гуманитарном университете. Декан факультета Лев Закс вручил дипломы пяти выпускникам, государственные экзамены у которых принимала главная женщина российского современного танца, многократно премированный хореограф Татьяна Баганова.
Художественный руководитель факультета Геннадий Абрамов, известный хореограф и теоретик танца, основатель московского «Класса экспрессивной пластики», привлекал к преподаванию на факультете зарубежных педагогов и лучшие силы отечественного contemporary dance. Несмотря на качественно новое наполнение учебных часов (в курсе «История танца» акценты сделаны на ХХ век, студенты маршем ходят на танцевальные спектакли и пишут рефераты по прочитанным книгам знаменитых танцовщиков), в дипломе у них указана та же специальность, что и выпускников институтов культуры: «народное художественное творчество», специализация – «хореография». Ну нет у нас в стране такой специальности – «современный танец».
Студентов это не смущает. Вообще, по наблюдению педагогов, студент нынче пошел прагматичный. Пример российских творцов современной пластики, жизнь положивших за танец и не получивших от государства особого признания, слишком очевиден и напрашивается на выводы. Вывод студенты сделали такой: от художественных амбиций не отказываемся, основываем свои небольшие труппы для души и самореализации, а деньги зарабатываем постановкой шоу в клубах, работой в рекламе и преподаванием фитнеса и йоги. Но потенциальные работодатели из сферы современного танца тоже не дремали, сидя на отчетном концерте в театре Музкомедии. Выпускников разобрали, как горячие пирожки, не успели они покинуть здание театра. Их имена вам еще встретятся: Константин Вотяков, Ольга Киселева, Екатерина Савельева, Кристина Пантыкина и Анастасия Головина.
«Я не берусь программировать развитие современного танца даже через своих студентов и выпускников, – говорит Лев Закс, – но для меня несомненно, что развитие contemporary dance лежит на путях глубинного взаимодействия с культурой. В мире много языков и один из самых интересных, наверное, язык современного танца. Но мы не поймем ни логики его развития, ни то, чем он питается, если мы не поймем, как его язык связан с языками, на которых говорит современный человек».
Екатеринбург–Москва