Неожиданностей на фестивале британской драматургии, который проходил в Центре им. Вс. Мейерхольда (при поддержке Британского совета в Москве и фестиваля «Новая драма»), не случилось. Несмотря на то что были привезены спектакли как из Великобритании, так и из разных городов России, поставленные силами британской режиссуры по пьесам своих соотечественников в российских театрах или же нашей родной режиссурой на нашей российской почве, но с британской прививкой ≈ по пьесам современных авторов туманного Альбиона. Самым интересным событием фестиваля все равно оказалось имя, известное и открытое у нас ранее.
Речь о Марке Равенхилле, британском драматурге, знаковой фигуре современной европейской культуры. На этот раз автор нашумевшей в свое время пьесы «Shopping & F***king» впервые выступил как актер, который играет свой собственный текст в спектакле «Продукт», им же поставленном.
У этого продукта на лейбле написано «made in USA». Равенхилл на этот раз бросил вызов западным клише. Особенно досталось идеологии Голливуда. Равенхилл играет режиссера, который приглашает на кастинг молодую актрису. На этой встрече она не скажет почти ни слова, зато режиссер будет целый час говорить и играть за всех персонажей. Мало того, рассчитывать на понимание, сочувствие, требовать от жертвы веры в его будущий успех, чтобы разделить с ним воображаемое чувство победы и возрадоваться воображаемым «Оскарам» на воображаемой же им церемонии Американской киноакадемии. Жертву кастинга играет наша актриса Юлия Возлюбленная. Только раз она позволит себе сказать одно слово «Продолжайте», чтобы успокоить его истерику, которая вдруг на мгновение охватит самовлюбленного творца, поскольку вторгнется сомнение, что «Оскара» не видать.
На встрече автора с публикой на мой прямой вопрос о том, что спектакль «Продукт» является не столько политическим, сколько сатирическим относительно идеологии Голливуда, Марк Равенхилл не вполне согласился, заметив, что если бы он писал пародию, то зрителю это было бы интересно первые десять минут. Вместе с тем автор отметил, что идеология Голливуда страшновата. «Чтобы сделать хорошее, надо обязательно стать героем», – добавил Равенхилл. Он также признался, что его друзья, проходившие кастинг на этой фабрике грез мирового кинематографа, рассказывали ему примерно то, что он показал в спектакле.
«Продукт» Равенхилла – это двойная ирония и относительно того, как делается кино, и того, про что делается кино. Режиссер рассказывает сюжет фильма об англичанке Эмми, которая влюбляется в мусульманина Мухаммеда. Он оказывается террористом, а ее лондонская квартира – местом сходки террористов. Его арестовывают. Эмми усиленно занимается физкультурой, превращаясь в Арнольда Шварценеггера. Увешанная пулеметами, автоматами, примерно как Терминатор, английская гражданка врывается в тюрьму, чтобы освободить Мухаммеда. Она убивает всех, примерно как Рембо, ворвавшийся в полицейский участок. Финал – Эмми у себя в квартире после смерти возлюбленного. Она расстилает коврик и молится Аллаху.
Пародия на голливудский стандарт сделана Равенхиллом виртуозно. Столь же виртуозна, богата нюансами его актерская игра. С какой-то воздушной легкостью Равенхилл преображается в режиссера, который, в свою очередь, перевоплощается в Эмми, в Мухаммеда, в главаря террористов и даже в раненого полицейского.
Помимо и вправду жесткой пародии на американский продукт Равенхилл, кажется, полон скептицизма относительно возможной гармонии сосуществования культур, традиций, религий. События 11 сентября в Нью-Йорке, недавняя история вокруг публикации датских карикатур, преследование частью мусульманского мира Салмана Рушди – все это и есть драматические события, которые ставят под сомнение возможность цивилизованного диалога. И что печально – с обеих сторон, поскольку индустрия «продукта», воплощенного в «продакшн», есть не что иное, как грубое пропагандистское клише, удаляющее от истины, увеличивающее сумму неправды и превращающее животрепещущую проблему в низкосортное развлечение на потребу.