0
817
Газета Культура Интернет-версия

15.06.2006 00:00:00

Жертвенная «Тоска», или Торжество справедливости

Владимир Дудин

Об авторе: Владимир Дудин - музыкальный критик.

Тэги: маликова, тоска


маликова, тоска В Тоске можно усмотреть черты Марии Магдалины, а в Каварадосси – самого Христа.
Фото Вячеслава Коваленко

В Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории наконец дождались премьеры оперы Пуччини «Тоска». Ведущие солисты под аккомпанемент оркестра Театра консерватории, который возглавлял итальянский маэстро Фабио Мастранжело, представили дипломную работу выпускницы режиссерского факультета консерватории Ольги Маликовой.

Спектакль увидел свет ровно месяц спустя после того злополучного дня, когда вмешательство третьей силы в лице Госпожнадзора остановило деятельность консерватории и находящегося в его здании Театра оперы и балета, закрыв вход для студентов, большинства педагогов консерватории и всех сотрудников театра. В критической точке разгорающегося конфликта между консерваторией и театром пожарная комиссия сыграла роль символического огнетушителя готового вот-вот вспыхнуть разрушительным пламенем пожара пострашнее настоящего.

И хотя до дня перенесенной премьеры после открытия театра оставалась только неделя, солисты оперы предстали в самом лучшем виде.

Дебютантка Ольга Маликова, студентка Виктора Гончаренко, задумала рассказать о «Тоске» правдивым языком истории в свете христианской идеи искупительной жертвы. На деле зритель увидел скорее традиционное, чем нетрадиционное зрелище – не без налета академизма большого постановочного стиля, впрочем, в случае экзаменационной работы уместного. Режиссерские нюансы касались преимущественно деталей, к которым главным образом следует отнести финальную точку оперы, когда исполнительница Флории Тоски нарушила ритуал, заведенный ее многочисленными предшественницами: она не прыгнула с крепостной стены, а оказалась сброшенной жандармами. При этом композиция схваченной Тоски была выстроена как знаменитое «Снятие с креста», после чего тело и было сброшено вниз с железных конструкций. Тем Ольга Маликова не только реабилитировала Флорию-христианку, но и возвращала историческую справедливость: первую звезду театра «Арджентина» тоже сбросили с башни тюрьмы Сант-Анджело.

В Москве и Петербурге «Тоска» идет едва ли не в двух только театрах: в Большом и, как ни странно, в Малом, бывшем МАЛЕГОТе, который ныне зовется театром им. Мусоргского. В Мариинском «Тоска» шла около десяти лет назад. В трудной как для осмысления, так и для исполнения опере есть еще оркестр с изобилующей мелодическими и тембровыми излишествами музыкой. Фабио Мастранжело, чуткий к перемене темпов и градациям громкостной динамики, и в самом деле раскрыл партитуру самым выгодным образом, выстроив красноречиво, по-ораторски произнесенную симфоническую фреску. Большую часть успеха гарантировали и декорации весом более тонны: железные конструкции оборачивались то реставрационными станками в церкви, то каркасом палаццо Фарнезе, то, наконец, верхней площадкой замка Сант-Анджело. А благодаря свету Марии Маковой большинство эпизодов превратилось в «картинки» европейского образца.

Ольга Бузько самоотверженно, местами даже слишком, показала ни на минуту не прекращающиеся страсть и мятеж, в целом справившись с одной из самых кровавых женских партий мировой оперы. Отличная работа была проведена режиссером над образом старика Ризничего, который безупречно воплотил Александр Подмешальский. Ольга Маликова открыла петербургской публике Владимира Вьюрова в партии Скарпиа и Дмитрия Головнина – Марио Каварадосси.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
958
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
605
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
421
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
591

Другие новости