Многим проще скачать хит из мобильника, чем слушать грандиозного Баха.
Фото предоставлено пресс-службой Баховского фестиваля в Лейпциге
Великолепная музыка звучала не только в тех стенах, которые слышали Баха, – церквах Святого Фомы и Святого Николая, но и в знаменитом на весь мир Гевандхаузе, на сценах лейпцигских театров и концертных залов, в храмах и учебных заведениях города. Организаторы с гордостью назвали цифру, поистине ошеломляющую для подобных форумов: средняя заполняемость залов на фестивальных концертах составила около 90 процентов!
Вместе с тем Баховский фестиваль не только вызвал восхищение энтузиазмом публики, организаторов и музыкантов, но и заставил задуматься о некоторых болевых точках современной культуры. Первое, о чем хотелось бы сказать с горечью, – почти полное отсутствие на форуме наших соотечественников, и не только среди участников, но и в зрительных залах. Немалую роль играют экономические факторы – те любители музыки из России, которые хотели бы и даже должны были бы слушать Баха в Лейпциге, не могут себе этого позволить из-за отсутствия денег, а те, кто не испытывает финансовых проблем, предпочитают более модные и престижные, как им кажется, мероприятия – будь то Каннский кинофестиваль или юбилейные дни Моцарта в Зальцбурге.
Несмотря на очевидный успех, фестиваль со всей остротой поставил вопрос: кому и зачем сегодня нужен Бах?
Безусловно, он необходим немцам, которые были разделены долгими десятилетиями, – для того чтобы вновь почувствовать себя единым народом. Бах бесценен для людей, прошедших через страдания и потери, – эта музыка врачует душу, утешает и вселяет надежду. Великий композитор как воздух нужен самим музыкантам – от мировых звезд, отказывающихся от выгодных контрактов ради того, чтобы сыграть единственный концерт в священной для них церкви Святого Фомы, до начинающих исполнителей, для которых баховские сочинения становятся проверкой на зрелость и профессионализм, пропуском к славе. Не будем забывать и о том, что сегодня имя автора «Страстей» и кантат – надежный коммерческий брэнд, основа многомиллионной и разветвленной индустрии.
Однако при взгляде на людей, заполнявших Гевандхаус и другие лейпцигские залы, возникает вопрос: нужен ли Бах молодым? Большая, если не подавляющая часть публики – люди предпенсионного и пенсионного возраста. И хотя молодежи на Баховском фестивале, конечно же, несравнимо больше, чем в вагнеровском Байрейте (чья аудитория все более напоминает районный собес для очень богатых персон), – острота проблемы все же не снимается. Один примечательный факт: в дни фестиваля в Лейпциге параллельно проходил всеевропейский съезд готов. Тысячи молодых людей часами бесцельно бродили в своих диковинных одеяниях и страшноватом макияже по улицам баховского города, однако никому из них и в голову не пришло пойти на концерты, включая бесплатные.
Приобщение молодежи к баховской музыке как ключевую задачу вполне осознают организаторы фестиваля, год от года раздвигающие его жанровые рамки с целью привлечь на концерты максимальную аудиторию. В этом году помимо уже традиционных джазовых концертов и проекта «Бах на открытом воздухе» (гала-концерты, вбирающие в себя несколько культурных срезов – от классических интерпретаций до рейва) форум включал драматические и детские спектакли, балет и экспериментальную электронную программу. Насколько эффективными оказались эти стремления, можно будет судить, когда специалисты обработают статистические данные.
Конечно же, сегодняшний медиа-рынок предлагает молодым людям множество искушений, избежать которых неимоверно трудно. Гораздо легче посмотреть на экране мобильника модный клип, чем идти на концерт и слушать музыку Баха, которая далеко не всегда проста, а главное – бередит душу.
Путь к Баху труден. Но если мы осознали вред напичканных нитратами фруктов или генетически модифицированного картофеля, то те из нас, кто проделал свой путь в Баху, должны сделать все, чтобы наши дети пришли слушать его кантаты и оратории. Это шанс уберечь души от необратимых генетических мутаций.
Лейпциг–Москва