В области современной музыки Кронос-квартет, как говорится, собаку съел. Программы академические, джазовые, мультимедийные, собственные аранжировки, выступления со знаменитыми рок-певцами – в общем, все музыканты переиграли. И доигрались до того, что в дверь постучалось могущественное НАСА. С интересным предложением покопаться в архивах, где собраны звуки неземного происхождения. Космос-то, оказывается, не молчит, вопреки расхожему мнению, он поет! От такого предложения отказаться трудно, тем более такому открытому к любым экспериментам коллективу, как Кронос-квартет. Музыканты обратились к композитору Терри Райли, известному как пионер американского минимализма конца пятидесятых, соединивший звучание космоса с собственной музыкой, и режиссеру Вили Вильямсу, создавшему видеоряд.
Результат этого сотворчества – композицию под названием Sun Rings («Звуки Солнца») – могли оценить слушатели Дома музыки. Следует добавить, немногочисленные, поскольку Светлановский зал был заполнен лишь наполовину. Недостаточный интерес к проекту понятен: во-первых, Кронос-квартет в столице нередкий гость, во-вторых, не всем по нутру полуторачасовые партитуры медитационного характера, которые, очевидно, приходятся по вкусу российскому организатору гастролей Кронос-квартета. К тому же Sun Rings – уже далеко не новинка, мировая премьера (да и европейская) прошла довольно давно. Итак, звуки космоса очень вдохновили сначала Дэвида Харрингтона (арт-директора и первую скрипку квартета), а затем, по собственному признанию, и Терри Райли. Чем именно – вопрос сложный, скорее всего не столько самим материалом, сколько фактом его уникальности. Конечно, воображение у всех разное, но обозреватель «НГ», например, именно так себе и представляла звучание космоса: холодные, безо всякого намека на человеческое дыхание скрипы, свисты, столкновения, эффект помех радиоприемника и тому подобное. Но, справедливости ради, признаем, что звуковой ряд не примитивный, местами завораживает. Периодически музыканты собственноручно вызывают космический «рык» путем нажатия на специальную кнопку, которая загорается зеленым огоньком (впечатление комическое, как в игре «Угадай мелодию»). Музыка Терри Райли (для струнного квартета и хора), напротив, очень человечна. В ней чувствуется живой трепет перед непостижимостью вселенной; палитра исторических и культурных аллюзий в партитуре Райли простирается от мелодии григорианского хорала и мощной хоровой молитвы (в московском концерте участвовал известный хор «Сирин») до аллюзий на музыку Востока. Для создания видеоряда Вили Вильямс обнаружил в архивах НАСА первые, до сих пор неопубликованные снимки из космоса, которые разбавил мельканием звезд, изображениями движения планет, а также «Золотой записью» – информационными материалами о жизни землян, которые были погружены на борт корабля Voyager, отправившегося в 12-летнее путешествие к самым дальним планетам солнечной системы – Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну. Завершало картину мерцание огоньков, окружавших подиум, на котором расположились музыканты. Последние, как всегда, играют с предельной точностью и без привнесения личностного отношения, что, впрочем, для подобных проектов наиболее подходящий вариант.