Юбилей, как известно, дело хлопотное. В этом году испытать это на себе пришлось сразу двум московским музеям – Музеям Кремля и Третьяковской галерее. Известная практически каждому ребенку галерея отмечает свой полуторавековой юбилей с особым размахом – исчерпав свои экспозиционные возможности, музей освоил новые площадки (выставив свои запасники в Новом Манеже) и с помощью инсталляций современных художников вырвался на улицы города.
Сценарий любого дня рождения примерно одинаков и делится на две части – поздравления и угощения. «Угощает» Третьяковская галерея экспозицией редко выставляемых картин из запасников и мемориальной выставкой, посвященной братьям Третьяковым. Поздравления тоже выглядят весьма солидно. Союз художников и Объединение московских скульпторов, правительство Москвы, компании-спонсоры и частные коллекционеры существенно пополнили коллекцию галереи. Часть этих даров выставлена в залах на Крымском Валу. Там же открылась в дни юбилея выставка «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею».
Более 30 музеев, предоставившие работы для выставки в Москве, – давние друзья и партнеры галереи. Все они – участники многолетнего проекта «Золотая карта России», благодаря которому вот уже восьмой год подряд в залах Третьяковки можно увидеть лучшее из того, что хранится в региональных собраниях. География проекта широка – Якутия, Архангельск, Краснодар и даже Грозный. Кстати, среди привезенных шедевров – 18 картин, когда-то купленных Павлом Третьяковым и находившихся в собрании галереи до тех пор, пока «мудрое» советское правительство не занялось перераспределением произведений искусства из центральных музеев. Среди таких работ можно назвать, например, теплый, трогательный и романтичный портрет Гоголя работы Моллера или долгое время украшавшую кабинет Третьякова картину Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». Более 100 работ, представленных в экспозиции, – все сплошь знакомые имена от строгих классиков XVIII века до авангарда и соцреализма века XX. Есть среди них знакомые и узнаваемые, но есть и неожиданные, «нехрестоматийная классика». Такой, на себя не похожий, Левитан открывает экспозицию. Это работа «Лилии. Ненюфары» – декоративная, с заметной оглядкой на французский художественный опыт. «Портрет Драгомировой» подписан Серовым, но в нем ясно читаются черты репинского стиля, что объясняется забавной историей. Начав писать портрет, Серов оставил его в мастерской Репина, и тот, по его выражению, «приложил несколько мазков», однако, зная экспрессивную натуру художника, который временами порывался дописать или исправить свои работы, уже висевшие в галерее Третьякова, можно предположить, что добавления были значительными. Совершенно великолепен и необычен по композиции другой портрет кисти Серова, на котором изображена светская красавица, княгиня Зинаида Юсупова. А картина «Нищая», написанная Репиным во Франции под влиянием художников барбизонской школы, – предмет зависти хранителей Третьяковки, так как работ французского периода такого уровня в галерее нет.
Общую картину дополняют иконопись и скульптура. А продолжение этого общероссийского поздравления можно увидеть в залах главного здания в Лаврушинском. Там среди картин основной экспозиции разместились 11 работ из коллекций Русского и Исторического музеев, Эрмитажа и Собрания Голицыных. По большей части это хрестоматийные шедевры, такие как «Корабельная роща» Шишкина, «Запорожцы» Репина, «Радуга» Куинджи, «Портрет светлейшей княгини Салтыковой» Брюллова, «Портрет Нелидовой» Левицкого, прекрасно дополнившие представленную в галерее картину развития русской живописи. Там же, в Лаврушинском, экспонируется «Распятие (Голгофа)» Николая Ге из коллекции Музея Орсэ, дополняющее так называемый «страстной цикл» художника.
Художественные поздравления разместились не только внутри, но и вне стен галереи. В Лаврушинском переулке продемонстрировать, что такое «искусство окружающей среды», взялся японский дизайнер Тетсунори Кавана. Восьмиметровая инсталляция, в очертаниях которой угадывается знаменитый фасад, придуманный Васнецовым, символизирует, по замыслу мастера, духовный переход от будничного мира к возвышенному. А сам материал – зеленый бамбук – означает пожелание вечной юности, прямого пути и движения ввысь. На Крымском Валу в дни юбилея творил художник, скульптор и график Александр Константинов. Его инсталляция под нехитрым названием «Третьяковка», также ставшая вариацией на тему основного фасада, разместилась у главного входа, в вестибюле и во внутреннем дворе.