0
1253
Газета Культура Интернет-версия

01.06.2006 00:00:00

Бах принимает всех

Роман Берченко

Об авторе: Роман Берченко - музыковед, кандидат искусствоведения.

Тэги: лейпциг, бах, фестиваль


лейпциг, бах, фестиваль Бах требует от музыкантов ответственного подхода.
Фото предоставлено пресс-службой Баховского фестиваля в Лейпциге

В Лейпциге, не самом красивом городе на свете, сохранившем во многом мрачные гэдээровские приметы, есть место, где мечтает побывать любой музыкант. Это квартал, в котором расположены церкви Святого Фомы и Святого Николая. Здесь в течение 27 лет жил и работал Иоганн Себастьян Бах. Здесь же он похоронен.

В Германии ежегодно проходят десятки баховских фестивалей, но ни один из них не может сравниться по уровню и популярности с лейпцигским. В нем участвуют лучшие современные исполнители музыки Баха – дирижеры Николаус Арнонкур, Густав Леонхардт, Джон Эллиот Гардинер, Хельмут Риллинг, Масааки Сузуки, Тон Коопман, виолончелист Йо-Йо-Ма, пианист Роберт Левин и другие. Во время фестиваля проходит множество событий, связанных с именем Баха, – в частности выставки его рукописей и документов, кинопоказы, конкурс молодых музыкантов. Но самая главная составляющая фестиваля – многотысячная публика, специально съезжающаяся в Лейпциг не только из ближних и дальних уголков Германии, но и из Австралии, Новой Зеландии, Японии, Чили, Бразилии; часами мокнущая под дождем в надежде на лишний билетик ценой, равной пенсии российского пенсионера; безропотно выдерживающая на жестких церковных скамьях исполнение баховских «Страстей», которое длится больше двух часов – по здешней традиции без перерыва; публика, не позволяющая себе шелохнуться во время концертов, а в конце устраивающая получасовые стоячие овации своим кумирам...

Бах принимает всех. Принимает, примиряет, заставляет вспомнить, ради чего мы живем. В Лейпциг стоит приехать хотя бы для того, чтобы увидеть и почувствовать это.

Каждый лейпцигский фестиваль посвящен особой теме – например, «Бах и романтизм» (2004), когда в концертах сочинения Баха соседствовали с музыкой Мендельсона, Шумана, Брамса; «Бах и будущее» (2005), где рядом с Бахом звучат Лигети и Циммерман, Ксенакис и Штокгаузен┘ Соседство с его музыкой меняет облик произведений, исполняемых на фестивале. Главным открытием фестиваля 2004 года стали духовные оратории и мотеты Мендельсона, звучавшие как прямое продолжение баховской традиции. Годом позже слушатели и критики с удивлением отмечали, что рядом с Бахом даже ультраавангардные пьесы приобретают глубину и стройность, доселе им не свойственную┘

Нынешний фестиваль, проходящий в год 250-летия Моцарта, посвящен двум гениям, разделенным между собой всего шестью годами (как известно, Бах умер в 1750 году, Моцарт родился в 1756-м) и, как всегда казалось, стилистической пропастью, – именно в эти годы произошел окончательный перелом от барокко к классицизму. Однако первые дни лейпцигского форума подчеркнули скорее не различия, а общность и непрерывность музыкальной традиции – особенно ярко это заметно в духовных сочинениях. Баховская Кантата и Реквием Моцарта, блистательно исполненные в церкви Святого Фомы под управлением прямого наследника Баха в должности кантора Георга Кристофа Биллера, оказались родственны друг другу – и не только потому, что оба произведения обращаются к вечным вопросам жизни и смерти, сострадания и надежды, но по своим художественным свойствам.

Уже прозвучали десятки камерных, органных, оркестровых, ораториальных сочинений Баха, Моцарта и их современников; показано представление моцартовской оперы «Похищение из сераля» в театре, построенном самим Гете в городе Бад-Лаудштет; с ошеломляющим успехом прошел концерт «Японской Бах Коллегиум» под управлением Масааки Судзуки, где вопреки традиции фестиваля публика заставила дирижера и музыкантов сыграть на бис. Слушатели с нетерпением ожидают сенсационного концерта Амстердамского оркестра барокко во главе с Тоном Коопманом, концертов-экскурсий в маленькие неприметные города вокруг Лейпцига, где часто бывал Бах и где до сих пор чудом сохранились лучшие в мире органы, построенные великим мастером Зильберманом.

Лейпциг–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1714
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1069
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
776
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1054

Другие новости