Бах требует от музыкантов ответственного подхода.
Фото предоставлено пресс-службой Баховского фестиваля в Лейпциге
В Лейпциге, не самом красивом городе на свете, сохранившем во многом мрачные гэдээровские приметы, есть место, где мечтает побывать любой музыкант. Это квартал, в котором расположены церкви Святого Фомы и Святого Николая. Здесь в течение 27 лет жил и работал Иоганн Себастьян Бах. Здесь же он похоронен.
В Германии ежегодно проходят десятки баховских фестивалей, но ни один из них не может сравниться по уровню и популярности с лейпцигским. В нем участвуют лучшие современные исполнители музыки Баха – дирижеры Николаус Арнонкур, Густав Леонхардт, Джон Эллиот Гардинер, Хельмут Риллинг, Масааки Сузуки, Тон Коопман, виолончелист Йо-Йо-Ма, пианист Роберт Левин и другие. Во время фестиваля проходит множество событий, связанных с именем Баха, – в частности выставки его рукописей и документов, кинопоказы, конкурс молодых музыкантов. Но самая главная составляющая фестиваля – многотысячная публика, специально съезжающаяся в Лейпциг не только из ближних и дальних уголков Германии, но и из Австралии, Новой Зеландии, Японии, Чили, Бразилии; часами мокнущая под дождем в надежде на лишний билетик ценой, равной пенсии российского пенсионера; безропотно выдерживающая на жестких церковных скамьях исполнение баховских «Страстей», которое длится больше двух часов – по здешней традиции без перерыва; публика, не позволяющая себе шелохнуться во время концертов, а в конце устраивающая получасовые стоячие овации своим кумирам...
Бах принимает всех. Принимает, примиряет, заставляет вспомнить, ради чего мы живем. В Лейпциг стоит приехать хотя бы для того, чтобы увидеть и почувствовать это.
Каждый лейпцигский фестиваль посвящен особой теме – например, «Бах и романтизм» (2004), когда в концертах сочинения Баха соседствовали с музыкой Мендельсона, Шумана, Брамса; «Бах и будущее» (2005), где рядом с Бахом звучат Лигети и Циммерман, Ксенакис и Штокгаузен┘ Соседство с его музыкой меняет облик произведений, исполняемых на фестивале. Главным открытием фестиваля 2004 года стали духовные оратории и мотеты Мендельсона, звучавшие как прямое продолжение баховской традиции. Годом позже слушатели и критики с удивлением отмечали, что рядом с Бахом даже ультраавангардные пьесы приобретают глубину и стройность, доселе им не свойственную┘
Нынешний фестиваль, проходящий в год 250-летия Моцарта, посвящен двум гениям, разделенным между собой всего шестью годами (как известно, Бах умер в 1750 году, Моцарт родился в 1756-м) и, как всегда казалось, стилистической пропастью, – именно в эти годы произошел окончательный перелом от барокко к классицизму. Однако первые дни лейпцигского форума подчеркнули скорее не различия, а общность и непрерывность музыкальной традиции – особенно ярко это заметно в духовных сочинениях. Баховская Кантата и Реквием Моцарта, блистательно исполненные в церкви Святого Фомы под управлением прямого наследника Баха в должности кантора Георга Кристофа Биллера, оказались родственны друг другу – и не только потому, что оба произведения обращаются к вечным вопросам жизни и смерти, сострадания и надежды, но по своим художественным свойствам.
Уже прозвучали десятки камерных, органных, оркестровых, ораториальных сочинений Баха, Моцарта и их современников; показано представление моцартовской оперы «Похищение из сераля» в театре, построенном самим Гете в городе Бад-Лаудштет; с ошеломляющим успехом прошел концерт «Японской Бах Коллегиум» под управлением Масааки Судзуки, где вопреки традиции фестиваля публика заставила дирижера и музыкантов сыграть на бис. Слушатели с нетерпением ожидают сенсационного концерта Амстердамского оркестра барокко во главе с Тоном Коопманом, концертов-экскурсий в маленькие неприметные города вокруг Лейпцига, где часто бывал Бах и где до сих пор чудом сохранились лучшие в мире органы, построенные великим мастером Зильберманом.
Лейпциг–Москва