В Музыкальном театре старинную оперу играют без кринолинов.
Фото предоставлено агентством 'Артефакт'
Несмотря на скромные возможности Малой сцены, Музыкальный театр с достоинством провел концертный сезон, отметив две важные даты уходящего концертного сезона. К юбилею Шостаковича (100 лет) была осуществлена постановка его оперетты «Москва, Черемушки», а к юбилею Моцарта (250 лет) театр подарил слушателям один из шедевров композитора – оперу «Так поступают все». Признаем, против набивших оскомину, повторяющихся в разных театрах «Леди Макбет┘» и «Волшебных флейт» выбор руководителей Музыкального театра оригинален и свеж; такими же оказались и обе постановки.
Благодаря более чем скромному антуражу (никаких вензелей, зал словно затянут в черное) Малая сцена воспринимается как экспериментальная: отсутствие обязывающих деталей способно органично вместить любые фантазии современного режиссера. Собственно, начало этому уже положено. Отдельные сцены из «Москвы, Черемушек» в классическом интерьере с колоннами и бархатными креслами выглядели бы нелепо и смешно: огромный портрет Хрущева, например, или десяток ярко-розовых унитазов, что прикупили счастливые квартиросъемщики.
Черный цвет стал прекрасной базой и для интерьера моцартовской оперы. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что никакого Неаполя (место действия) и кринолинов зрители не увидели. Сцена сплошь утоплена в бамбуковых зарослях, меж них и разыграли «Школу влюбленных» (второе название оперы). Александр Титель, по всей видимости, оттолкнулся от слова «война» в либретто, и это определило ситуационный ход постановки. Очевидное время действия моцартовской оперы – война, то ли Вторая мировая, то ли современная, место действия – госпиталь в тихом южном местечке, со всеми непременными атрибутами: горшками, клизмами, хирургическими ножницами и купанием пациентов в громадных корытах.
Главные героини – Дорабелла (Наталья Владимирская) и Фьордилиджи (Наталья Мурадымова) – медицинские сестры, а их женихи – Феррандо (Сергей Балашов) и Гульельмо (Дмитрий Кондратков) – больные воины на излечении. Их друг, специалист по женской психологии и амурных дел мастер Дон Альфонсо (Роман Улыбин), подстрекающий друзей «проверить сестер на верность», раскатывает в инвалидной коляске. Он и затевает историю с переодеванием. «Ушедшие» на войну» и оплаканные невестами Феррандо и Гульельмо возвращаются в чужом обличье, но не в виде богатых албанцев, как у моцартовского либреттиста Да Понте, а в виде перебинтованных и загипсованных несчастных калек. Но даже и те (на войне, как говорится, не до жиру) сумели разжалобить, очаровать «неприступных» Дорабеллу и Фьордилиджи и даже почти подписать с ними брачный контракт – в этот самый момент правда и вскрывается. К ужасу женихов, девушки по ходу действия обменялись кавалерами, так что обманщики тоже испили чашу обиды. К чести инициатора интриги, Дона Альфонсо, он сумел мудро урегулировать конфликт.
Анекдотический сюжет, конечно, может повлечь за собой эксперименты самого радикального толка: например, в Берлинской комической опере моцартовский шедевр прочитали в стиле хип-хоп и в декорациях, исписанных граффити (история-то о молодежи). Спектакль Александра Тителя вызывает в памяти кинокартины о войне, где снят маленький островок, на котором хотя бы не стреляют, а потому есть место для мирных переживаний. Основная сюжетная линия этой очаровательной и органично сочетающейся с музыкой Моцарта постановки пронизана милыми деталями из мирной жизни рядом с войной: там купающиеся медсестры, здесь узбек режет солнечную дыню, и еще устроили танцы под патефон.
«Так поступают все» считается одной из самых сложных опер Моцарта, особенно по части вокальных ансамблей. В постановке театр сделал ставку на молодых певцов. Подопечные музыкального руководителя постановки и дирижера Вольфа Горелика были оторваны от оркестра, который, за неимением оркестровой ямы, расположился на балконе над зрителями, но с ансамблевыми сценами певцы справились блестяще. Чего, к сожалению, не скажешь о сольных партиях: за исключением ровного и красивого голосоведения Натальи Мурадымовой, недостатки голоса и школы, а также, возможно, неподготовленность к операм Моцарта проявились как на негативе.