Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова.
Иллюстрация предоставлена пресс-службой Третьяковской галереи
Третьяковская галерея в рамках празднования своего 150-летнего юбилея открывает одну выставку за другой. «В подарок» юбиляру провинциальные музеи привезли на выставку в Москву лучшее из того, что есть в их коллекциях, музей Орсэ отобрал 50 шедевров французской живописи, современные художники подготовили ряд инсталляций. Но и сама галерея не только гостей принимает. В Новом Манеже в эти дни проходит выставка «Третьяковская галерея открывает свои запасники», а в Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке развернулась мемориальная и историко-художественная экспозиция «Братья Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь и деятельность».
Запасник – слово, на первый взгляд, загадочное. Все время кажется, что именно там, за массивными стенами депозитариев, недоступными для глаз обывателей, хранятся какие-то великолепные сокровища и шедевры. За последние десятилетия это первая выставка такого рода, и хотя представленные имена, по большей части, всем хорошо знакомы, но сами эти картины показываются редко, а то и не показываются вовсе. Что же касается спрятанных в запасниках шедевров, то это все же скорее миф. И если часть экспозиции, представившая XX век, может порадовать рядом действительно интересных и малоизвестных работ, то о XVIII и XIX веках можно смело сказать, что все действительно стоящее выставлено в основной экспозиции. Парадные портреты великосветских дам и кавалеров, пейзажи и жанровые сцены художников «второго ряда» оставляют впечатление довольно скучное и унылое. А вот XX век на этой выставке действительно хорош. Совершенно неожиданна и необычна «Яванская танцовщица» Павла Кузнецова, великолепна по своему живописному исполнению «Дама с собакой» Игоря Грабаря, замечательны натюрморт «Свеча и графин» Кузьмы Петрова-Водкина и «Портрет Елены Павловны Олив» Константина Сомова с характерным сопоставлением нарочито фарфорового лица героини и фарфоровых статуэток на столе. В особый раздел выделена коллекция Владимира Немухина, подаренная галерее к ее 150-летию правительством Москвы. Она включает 15 работ соратников Немухина по «неофициальному искусству» 1950–1960-х годов Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Юло Соостера, Бориса Свешникова, Оскара Рабина и других.
Другая экспозиция, открывшаяся буквально на днях, посвящена братьям Третьяковым. Да и кого, как не их вспоминать в связи с юбилеем?! Масштабная выставка разместилась на двух этажах Инженерного корпуса. В экспозиции четыре раздела, посвященных дому Третьяковых в Толмачах, собирательской деятельности каждого из братьев, а также предпринимательской и благотворительной деятельности. Много писем, документов, мемориальных предметов, фотографий, среди которых изображение дома Третьяковых, каким он был до того, как начал расширяться и перестраиваться, превратившись в результате во всем хорошо известную галерею. Из живописного собрания галереи отобрано то, что имеет непосредственное отношение к жизни основателей. И в первую очередь портреты. На них – сами братья Третьяковы, их красавицы-жены, дети, родственники, бывавшие в доме друзья. А дружили Третьяковы с братьями Рубинштейнами, с Аксаковым и Фетом, да и в родстве они состояли практически со всем цветом интеллигенции своего времени. Павел Михайлович придавал портретному жанру особое значение и специально заказывал многим художникам – Перову, Репину, Крамскому и другим – портреты своих современников, чтобы сохранить для потомков образы известных российских мастеров науки, культуры и искусства. Несколько работ взяты из частных собраний и экспонируются впервые. Как, например, портрет племянницы Третьякова, Полины Коншиной, кисти Ильи Репина. Путешествия семьи Третьяковых проиллюстрированы работами Лагорио, Щедрина, Левитана, Васильева. Из залов постоянной экспозиции на выставку переместились самые значимые из купленных самим Третьяковым картин, от самой первой покупки – «Стычки с финляндскими контрабандистами» Худякова – до последних приобретений – картин только появившихся на художественной сцене Рериха и Бенуа.
Отдельный раздел посвящен собирательству младшего из братьев, Сергея Михайловича. Собранная им коллекция западноевропейской живописи сегодня составляет основу ГМИИ им. Пушкина. На выставке представлены работы Бастьен-Лепажа, Коро, Курбе, Бретона, Руссо, Добиньи, Милле. Сейчас это кажется странным, но при жизни Сергей Михайлович, будучи московским городским головой, был гораздо более известен, чем его брат. И даже в первых пригласительных билетах рядом с именем основателя галереи стояло пояснение: «брат городского головы». Потом, конечно, все изменилось. Частная коллекция благодаря честолюбивым замыслам выросла в огромный музей. А сам Павел Михайлович говорил о себе так: «Имею странный характер, если что предположу, – стараюсь исполнить».