В ближайшее время жизнь ГАБТа будет проходить под знаком русской оперы. С 1 сентября современная версия «Евгения Онегина» сменит реалистическую постановку 1944 года. Модный режиссер и сценограф Дмитрий Черняков, кажется, впервые в своей практике не собирается переносить действия в наши дни: «В новом спектакле не будет джинсов и футболок, в данном случае это вульгарно. Я не хочу, чтобы зритель мучительно приспосабливался к новому оформлению». Объявленная ранее «Травиата» в постановке европейской знаменитости Иоахима Фрайера перекочевала на следующие сезоны, потому что, как сказал худрук театра Александр Ведерников, «жизнь богаче планов». При наличии одной сцены театр физически не может выпускать больше четырех премьер в год: не хватит репетиционных залов.
Самой шумной премьерой будущего сезона наверняка станет «Борис Годунов» в постановке Александра Сокурова. Для Сокурова это первый опыт работы в музыкальном театре. Видимо, режиссера привлекла та же возможность, что и в его картинах «Молох», «Телец» и «Солнце»: показать реально существовавших исторических персонажей в переломные моменты истории. Версия оперы Мусоргского появится 24 апреля, соавторами постановщика станут сценограф Юрий Купер и автор костюмов Павел Каплевич. Словно сговорившись с Черняковым, Сокуров тоже не намерен поражать чрезмерной «продвинутостью» режиссуры. Тем не менее и «Онегина», и «Годунова» театр позиционирует как эксперимент и поиск. Но если в «Онегине» можно ожидать сочетания камерности «лирических сцен» Чайковского с отказом от привычной в этой опере постановочной иллюстративности, то в «Годунове» Мусоргского во второй авторской редакции (с польским актом) скрестят музыкальный аутентизм с сокуровским ассоциативным мышлением.
Некоторые балерины и премьеры Большого театра публично выказывали недовольство изобилием в репертуаре одноактных балетов. Словно в ответ на жалобы, театр объявил о постановке большого старинного спектакля «Корсар». Премьера состоится 27 июня 2007 года. Шедевр Мариуса Петипа неоднократно ставился и переставлялся, в том числе и на сцене ГАБТа. Теперь за дело возьмутся худрук балета Алексей Ратманский и его одноклассник по балетной школе, знаток танцевальной старины Юрий Бурлака. Судя по аннотации постановки, оба автора не собираются в точности копировать идею спектаклей-реконструкций Мариинского театра. Их парадоксальная задача – вернуть спектаклю полузабытый колорит оригинала и сохранить на сцене лучшие образцы хореографических наслоений, накопившихся за почти два века существования балета.
Впрочем, одноактные балеты тоже будут. И если в «Корсаре» наверняка займут народных и заслуженных артистов, то вечер американской хореографии – явный подарок балетной молодежи, которая в отличие от «маститых» полна творческого честолюбия и не хочет почивать на лаврах. В программу войдут «Серенада» – классика XX века, сочиненная Джорджем Баланчиным, «In The Upper Room» – балет Твайлы Тарп, известнейшего современного хореографа, любимицы Михаила Барышникова, и опус не менее известного Кристофера Уилдона. Этот молодой постановщик труппы «Нью-Йорк сити балет» специально для ГАБТа придумает новый спектакль на музыку Бриттена. Взвешенная программа балетных постановок не чурается нетрадиционных для нас путей (достаточно сказать, что главная героиня балета Тарп танцует в кроссовках), не оставляя вниманием главную радость русской балетной традиции – классику.
В конце сентября намечен фестиваль «Шостаковичу посвящается» из трех балетов («Светлый ручей», «Болт», «Золотой век») и одной оперы – «Леди Макбет Мценского уезда». В день рождения композитора – 25 сентября – оперой по Лескову продирижирует Геннадий Рождественский. Тем самым он восстановит контакты с Большим после демонстративного ухода с должности худрука театра несколько лет назад. Ноябрь отдадут мастерским новой хореографии – проекту, который пытается возродить почти уже умершую в России профессию хореографа. ГАБТ хочет с помпой отметить юбилеи Галины Вишневской, Ольги Лепешинской и Юрия Григоровича. Хор и оркестр снова будут участвовать в абонементе из пяти концертов на сцене Московской консерватории. Опера и особенно балет собираются часто выезжать на гастроли, начиная с масштабных выступлений в лондонском Ковент-Гардене летом этого года.
Задача руководства Большого театра, по словам директора Анатолия Иксанова, – сделать так, «чтобы труппа работала много». Чем больше артисты заняты, тем меньше времени у них остается для театральных интриг.