Вслед за полнометражными лентами, перманентно показываемыми в российских кинотеатрах, в Россию приходят уже и сами фабрики грез, открывая филиалы и размещая инвестиции. Этой весной о намерении «объединить всю свою деятельность в России под контролем единого местного подразделения» заявил один из крупнейших в мире производителей анимационного кино – Walt Disney Company. Американцы осознают важность и перспективность своих инвестиций в образ мысли, понимая, что их мультфильмы будут работать только временно на улыбки наших детей, а через паузу – на внедрение в сознание стереотипов американской ментальности.
Анимация всегда являлась высокоприбыльным предметом американского экспорта. Но миллиардные доходы кинокомпаний – отнюдь не единственный профит Дядюшки Сэма, понимающего, что мультфильмы – это мощнейшее оружие, способное направить в нужном направлении социальные энергии целой страны. Формирование потребительской мотивации любого выбора размывает систему идеалов, которая одна только и способна скреплять общество. В результате социум теряет способность к объединению, созданию структуры и превращается в податливую аморфную массу, которая будет покупать все, что дают, и не думать ни о чем ином.
Вскормленный на западных мультиках и напичканный чужеродными жизненными установками, юный гражданин имеет все шансы стать иностранцем в своей стране. Место, где он живет, покажется ему чужим и непонятным, а его соотечественники – чуть ли не инопланетянами, живущим по каким-то неведомым ему понятиям. В этой стране ему не захочется ни жить, ни работать, но и за границей медом ему вряд ли кто-то намажет. Такое поколение неоправдавшихся надежд – приходи и бери голыми руками.
Вот почему многих из нас так настораживает все усиливающаяся анимационная экспансия в Россию.
Приход в Россию киногиганта с его инвестициями и технологиями успел вызвать большой энтузиазм и массу иллюзий как у ряда профессионалов, так и у кинолюбителей. Между тем особых поводов для радости нет. Отечественная культура может понести тяжелые потери. Осознают ли это наши чиновники?
Рисованным историям Золотого века советской мультипликации все труднее выдерживать конкуренцию с американской продукцией, заполонившей телеэкраны. С «русской классикой» маленький зритель может познакомиться сегодня исключительно на DVD и через новую книгу издательской программы «Интерроса» «Наши мультфильмы», которая сохраняет для нового поколения россиян волею судеб оказавшиеся практически в забвении шедевры советских аниматоров от Владислава Старевича до Ивана Максимова и семьи Флоренских. Листая книгу, я обнаружил, что чуть ли не половину представленных в издании мультиков приходится восстанавливать в памяти специальным усилием. Часть других относится к не слишком известному в широких зрительских кругах жанру авторской анимации, создавшему между тем мировую славу работающим в этом жанре российским художникам. Многим ли в самом деле удалось посмотреть фильм «Старик и море», за который его создатель Александр Петров получил «Оскара»?
И в современной ситуации, когда мы все как-то одномоментно устранились от обсуждения судьбы российской анимации, альбом «Наши мультфильмы» издательской программы «Интерроса» становится манифестом, гражданской акцией, защищающей наше российское национальное самосознание. Российскую анимацию, безусловно, рано заносить в «красную книгу», но ее значение в формировании системы жизненных ценностей и ментальных установок юных россиян явно недооценивается как широкой общественностью, так и инженерами государственной и культурной политики.
По утверждению философа Мишеля Фуко, структуры власти в современном обществе принципиально децентрированны и несубъектны. Власть лишена иерархически привилегированной точки, она «исходит отовсюду» и действует уже не в поле запретов и принуждений, но на микроуровне социальной жизни, в области наиболее тонких и самых персональных поведений, в сфере вкусов, желаний, удовольствий. Могущество неинституциональной власти в том, что, делая выбор, человек делает его самостоятельно, исходя из собственных желаний, принципов, представлений о благе.
Мультфильмы являются одним из наиболее эффективных инструментов формирования сознания, определенных поведенческих норм. Даже лишенный очевидных элементов морализаторства мультик демонстрирует множество ситуаций выбора. Но эти моменты выбора в значительно большей степени, чем финальное моралите, обусловливают будущее поведение маленького реципиента. Как делают выбор герои, в пользу чего, исходя из каких соображений? В этих невинных с виду вопросах и коренится национальная (моральная, политическая) специфика анимационного жанра.
Американские мультгерои, как правило, руководствуются соображениями целесообразности и эффективности – от Джерри, раздумывающего, чем ему лучше огреть кота Тома – роялем или кофеваркой, до Шрека, договаривающегося с лордом Фарквардом о доставке из драконьего плена девицы Фионы в обмен на освобождение его болота от надоедливых сказочных существ. В структуре принятий решений персонажами американских анимационных фильмов практически отсутствуют такие мотивы, как понятия долга, справедливости, совести, то есть все то, что определяет наше национальное самосознание. Пришло время избавиться от опасной иллюзии, что то, на чем предстоит расти нашим детям, – это просто легкий жанр и приятное времяпровождение, и вернуть волшебную силу искусства на службу обществу.