Альфред Сислей. Мост Море. 1893 г.
Иллюстрация предоставлена пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
Как верно было замечено на открытии одним из кураторов проекта, каждая из этих работ могла бы претендовать на выставку одной картины и на это стоило бы прийти посмотреть.
В выставочном зале – только выдающиеся имена и первоклассные работы. Представлены вторая половина XIX – начало XX века – период, на котором специализируется Орсэ. Кстати, у него в этом году тоже юбилей, правда, гораздо более скромный – ему всего лишь 20. В декабре 1986 года здание бывшего вокзала было окончательно превращено в музей, ставший связующим звеном между коллекциями Лувра и Национального музея современного искусства (Центра Жоржа Помпиду). Это и определило хронологические рамки собрания – от 1848 года, когда на сцену французского искусства вышло мощное реалистическое течение, представленное Милле и Курбе, до 1914 года, которым открывается экспозиция Центра Помпиду. Целиком панораму необычайно насыщенной художественной жизни этого периода в одной выставке показать невозможно, но отдельные наброски нам представили. Барбизонская школа в лице Шарля Франсуа Добиньи и французский реализм конца XIX века – потрясающей красоты пейзаж с сияющей радугой и овернская пастушка Жана Франсуа Милле. Импрессионисты, среди работ которых есть хрестоматийные, как, например, «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне, а есть гораздо менее известные его же «Льдины». Тонкие, мягкие и нежные работы Огюста Ренуара и наполненные воздухом и солнечным светом пейзажи Альфреда Сислея и Камиля Писсарро, «Оркестр парижской Оперы» Эдгара Дега и знаменитый «Балкон» Эдуарда Мане. В экспозиции представлены практически все стили и направления постимпрессионизма – утонченный символизм Гюстава Моро, Пьера Пюви де Шаванна и Одилона Редона, декоративный «Натюрморт с веером» близкого им по духу Поля Гогена, трагическая реальность Винсента Ван Гога, легко узнаваемый натюрморт с яблоками и апельсинами на смятой белой скатерти Поля Сезанна. Помимо живописи на выставке представлены 17 скульптурных работ – изящная бронза Жана Батиста Карпо, живописные танцовщицы и лошади Эдгара Дега, небольшие работы Огюста Родена и полная внутренний силы скульптура Аристида Майоля, а также многое другое – всего в кратком очерке не описать. Однако стоит отметить еще один экспонат, привезенный в эти дни в Москву. В коллекции Музея Орсэ хранится картина Николая Ге «Распятие», продолжающая «христианскую» линию в творчестве художника, представленную картинами «Что есть истина?» и «Голгофа». Сейчас «Распятие» висит рядом с ними в зале Ге в Лаврушинском переулке.
Экспозиция, представленная в Третьяковке, – ответ Музея Орсэ на выставку «Русское искусство второй половины ХIХ века: в поисках самобытности», проходившую в Париже в конце прошлого года. Показавшая посетителям Орсэ работы Репина и Крамского, Васнецова и Врубеля, скульптуру Коненкова и продукцию Абрамцева, выставка имела большой успех и встала в один ряд с проектами «Россия!» в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке и «Европалия–Россия» в Брюсселе, представлявшими русское искусство западному зрителю.
И еще одна небольшая, но весьма приятная техническая деталь. На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет акцию «Четверги допоздна», опробованную во время выставки Энди Уорхола. По четвергам для любителей искусства залы галереи на Крымском Валу открыты до 22 часов.