Кореянка Ким Джу Вон пленила жюри трактовкой старинного балета 'Корсар'.
Фото предоставлено Центром 'Бенуа'
Вечер «Бенуа» вели гостья с телевидения Мария Ситтель и Святослав Бэлза. Конферанс – давняя ахиллесова пята подобных вечеров. На фоне того, что случалось слышать на «Бенуа» прежде, можно считать ерундой неуемные восторги Бэлзы по поводу бриллиантов, которые «лучшие друзья девушек» (по виду – комплимент даме, на деле – реклама конкретного ювелирного дома), и кокетливую фразу Ситтель «Бог Аполлон будет присматривать за нами с Театральной площади».
Во вступительном слове Юрий Григорович объявил, что в мире существует повышенный интерес к современному танцу. Такой интерес оратор не одобрил, поскольку вышеназванный танец уводит в сторону от «основы основ» – классического балета. И совмещать в одной номинации разностильных танцовщиков жюри все труднее. Больно они разные. Так что со следующего года в «Бенуа» отделяют мух от котлет – вводятся отдельные номинации для артистов классики и для прочих «движенцев».
Но пока еще действуют прежние правила, и по ним были награждены по два артиста из пяти номинированных балерин и шести танцовщиков. Исполнители получили премии в результате соломонова решения: один из лауреатов-мужчин, премьер Мариинского театра Леонид Сарафанов – танцовщик классики, награжденный за «Жизель». Другой, китаец Ван Ди – специалист по современной пластике. Иная картина у женщин. Кореянка Ким Джу Вон пленила жюри трактовкой старинного балета «Корсар», Екатерина Кандаурова (Мариинский театр) понравилась в облике Заремы из «Бахчисарайского фонтана».
Учитывая, что ни один номинант или лауреат из Мариинского театра на церемонии не появился (руководство питерского балета отказалось отпустить артистов в Москву), следует особо порадоваться тому, что к нам в массовом порядке приехали соискатели с Дальнего Востока. Среди них были действительно отличные артисты. Тот же Ван Ди удивительным, акробатически-певучим исполнением двух современных номеров посрамил былой скепсис обозревателя «НГ», усомнившегося было в правомерности выдвижения номинанта за концертный номер, а не за роль в балете. Если б артисты многих академических театров танцевали, как этот солист военного ансамбля песни и пляски, нечего было бы и желать. Премия Сарафанову тоже не вызывает сомнений: его Альберт в спектакле Венской оперы сделан не хуже победных партий артиста в родном Петербурге. Как здорово танцует Кандаурова, можно было понять даже по минутному видеоролику, показанному на вечере. А чего на самом деле стоит симпатичная, но пока скованная недавней травмой кореянка-победительница (кстати, выпускница Московской академии хореографии), покажут, надо надеяться, ее будущие выступления в Москве.
Стоило прийти на церемонию «Бенуа» и ради двух американских артистов – Триши Сандбек и Джея Гудлетта: в отрывке из балета «Превосходное равновесие» они выясняют отношения полов на столе, под столом и около стола. То, как яростно и задушевно солисты балета Цинциннати станцевали любовь и секс из спектакля «Превосходное равновесие», может сравниться только с хореографией самого балета, поставленного Сарой Слиппер. Но номинантка Сара с ее действительно превосходным равновесием не получила премию «Бенуа» за лучшую хореографию. Награду забрал Борис Эйфман, премированный за «Анну Каренину». Что ж, не мытьем, так катаньем: «Каренину» только что прокатило жюри «Золотой маски», зато не обидело жюри «Бенуа». Ну, нравится им, как Борис Яковлевич сплющил толстовский роман до пластической случки аристократов. Непонятно лишь одно: как можно одновременно награждать Эйфмана и вручать приз «За жизнь в искусстве» великому хореографу Матсу Эку – живой легенде мирового балетного авангарда? Это все равно что дать премию за живописное мастерство и Никасу Сафронову, и Пикассо.
Впрочем, нет худа без добра. За что наградили Эйфмана, зрители понимают и признают. Теперь, после признания Эка в Москве, у Григоровича, наши консерваторы уже не смогут, как обычно, с ходу обозвать нехорошими словами постановки знаменитого шведа. Придется публике почесать в затылках: за что же международное жюри приветило непонятного массам авангардиста?