0
839
Газета Культура Интернет-версия

24.04.2006 00:00:00

Музейные поздравления

Тэги: третьяковка, юбилей, русский музей


третьяковка, юбилей, русский музей А.П. Брюллов. Портрет В.А. Перовского. 1824. Фрагмент.

Сами работники Третьяковской галереи с юмором и любовью называют сотрудниц отдела графики «графинями». Московские «графини» представляли находящиеся под их присмотром шедевры с конца декабря по март. Теперь у них в гостях «графини» петербургские. Материал им достался необычный, нежный и тонкий, в силу хрупкости графических техник появляющийся только на выставках, и то лишь на несколько месяцев в году. Поэтому и выбрали для подарка именно графику – когда еще представится москвичам возможность познакомиться с этими шедеврами. Коллекции двух главных музеев русского искусства очень близки и по качеству, и по составу экспонатов, но в то же время не дублируют, а дополняют друг друга. Что-то есть в одном музее, что-то в другом.

На выставке представлено около 200 работ конца XVIII – 1-й половины XIX века – времени расцвета русской графики, когда рисунки и акварели уже не воспринимались как подготовительный материал, а играли самостоятельную роль, порой выражая замысел и особенности стиля художника живее и ярче, чем живописные полотна. Экспозиция демонстрирует графику этого времени в разных аспектах – в известных именах, господствующих стилях и популярных жанрах. Это академические натурщики, петербургские и итальянские пейзажи, иллюстрации к литературным произведениям, жанровые сцены, дворцовые интерьеры. Есть в экспозиции силуэты и одна из знаменитых «обманок» с прозрачной каплей воды Федора Толстого, а также редкие для него театральные работы. Есть жанровые акварели Александра Иванова и итальянские работы Карла Брюллова. Есть множество портретов – от интимных камерных до больших парадных. Среди них карандашные портреты героев войны 1812 года Ореста Кипренского, акварельные портреты современников Петра Соколова и автопортреты художников.

Отдельную часть экспозиции составляют рисунки учеников петербургской Академии художеств. Это и натурные штудии, и сочиненные композиции на библейские и мифологические сюжеты, и небольшие зарисовки «на полях». Для их экспонирования в Русском музее придумали особый способ. Поскольку в мастерской художника такие черновики обычно либо хранятся неоформленными в папках, либо разбросаны где попало в художественном беспорядке, в экспозиции для них сделали специальный комод, в ящиках которого произвольно набросаны листы, которым сами художники вряд ли придавали большое значение, но сейчас и они интересны как отражение творческого процесса.

В наше время, по прошествии почти двух веков, работы мэтров того периода воспринимаются со всем полагающимся пиететом и серьезной значительностью. Однако многие из них обладали не только талантом, но и прекрасным чувством юмора. Свидетельство тому – дружеские шаржи Кипренского и Орловского на Джакомо Кваренги. Итальянец из старинной знатной семьи, один из лучших мастеров классицизма при русском императорском дворе, построивший Александровский дворец в Царском Селе, Эрмитажный театр и Смольный институт, имел довольно колоритную внешность. На одном из шаржей Александр Орловский изобразил его в виде амура, стреляющего из лука. Другой лист совершенно уникальный – двусторонний, с двойным шаржем Орловского и Кипренского с пояснительной надписью последнего: «Кипренский с натуры, пока Гваренги сидел у меня въ 1814 г. Чрезъ несколько дней Орловский приделал правую руку с куклою Томона». Кукла в руке Кваренги – шарж на другого известного архитектора, Жана Тома де Томона, оформившего в Петербурге стрелку Васильевского острова.

Помимо графики Русский музей привез произведения декоративно-прикладного искусства этого же времени – ампирные кресла и бронзовые канделябры, выполненные петербургскими мастерами, фарфоровые вазы Императорского завода с живописными композициями.

Выставка Русского музея – только начало поздравительных торжеств. В рамках международного чествования Третьяковской галереи на Крымском Валу откроется экспозиция французской живописи и скульптуры из коллекции музея Орсе. Более 50 шедевров, созданных во второй половине XIX – начале XX века, уже приехали в Москву, и на днях залы будут открыты для публики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1653
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1031
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
746
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1021

Другие новости