Алиса Фрейндлих признана лучшей актрисой за роль в спектакле 'Оскар и Розовая дама'. Сцена из спектакля.
Фото Михаила Гутермана
Едва ли не впервые «Маска-2006» имела свой собственный девиз – «Традиция и новация». Дмитрий Бертман принял во внимание это обстоятельство, и в его церемонии были заняты как более или менее «традиционные» Зураб Соткилава и солисты «Геликон-оперы» (и оркестр, и хор тоже были геликоновские), так и новаторские – в особенности на сцене Большого театра – Государственный мюзик-холл, балет «Тодес» и Лев Лещенко с Ларисой Долиной. Удачно и остроумно были подобраны и пары награждающих – скажем, за лучшие женские роли «Маски» вручали зрелые красавцы отечественной сцены и отечественного кинематографа Валентин Гафт и Игорь Костолевский. Отмечать заслуги актеров-мужчин на сцену вышли Галина Тюнина и Инна Чурикова, составившие великолепный дуэт в парном конферансе.
Думается, жюри удалось сделать более или менее правильный выбор с учетом имевшихся в их распоряжении возможностей. Можно, к примеру, сетовать на отсутствие среди лауреатов хоть кого-то или чего-то, связанного с «Голой пионеркой» Кирилла Серебренникова, но этот спектакль так и не преодолел строгого сита экспертного отбора. Не понравился спектакль экспертам – и все.
Одна из первых новаций нынешней церемонии заключалась в том, что «Маски» в этом году распределялись и вручались не по жанрам, а по профессиональному и половому признаку. Сначала – всем женщинам, в балете, опере и по драматическому театру, затем – всем мужчинам, всем художникам, всем режиссерам┘
Премия «Новация» в этом году досталась санкт-петербургскому Формальному театру за спектакль Андрея Могучего «Между собакой и волком». Этому же спектаклю достался и приз критики. Эту «Маску» Бертман, знаменитый своей, если можно так сказать, публичной нелюбовью к отрицательным рецензиям на свои спектакли, обставил со всей театральной многозначительностью и одновременно – почти хулигански: Лев Лещенко исполнил куплеты Дона Базилио о клевете, причем солисты хора аккомпанировали его пению с центральными российскими газетами в руках. Вручать премию критиков поручили Константину Райкину, еще одному «ценителю» критического слова. Премия же в итоге досталась – к удовольствию и Райкина, и публики – Андрею Могучему.
Лучшим кукольным спектаклем выбрали «Поющую стрелу» Бурятского театра кукол, а за работу режиссера в кукольном театре «Маска» отправилась в Абакан, Хакасскому театру кукол, показавшему на фестивале спектакль по пьесе Эрика Шмита «Оскар и Розовая дама». Эта же пьеса, но уже в «человеческом обличье» и в исполнении Алисы Фрейндлих получила приз зрительских симпатий, а сама Фрейндлих удостоилась долго не смолкавших оваций за лучшую женскую роль. Не менее воодушевленно некоторое время спустя публика встретила известие о награждении Василия Бочкарева за лучшую мужскую роль (Прибытков, «Последняя жертва», Малый театр). Бочкарев долго ждал, когда же наконец смолкнут аплодисменты, а когда они смолкли, сумел сказать лишь о том, что счастлив. Затем, поборов волнение, нашел силы, чтобы поблагодарить партнеров, режиссера и Малый театр.
За работу художника «Маской» наградили Александра Боровского, оформившего «Шинель» (совместная работа «Современника» и Центра имени Мейерхольда). «Шинель» была отмечена еще и как лучший спектакль малой формы.
«Маску» за лучшую режиссуру получил Петр Фоменко, который затем еще раз вышел на сцену, чтобы получить «Золотую маску» за лучший спектакль – «Три сестры», которые он поставил в своей «Мастерской┘».
Утешить провинцию в драме по идее должна была специальная премия жюри, которой председателю жюри Алексею Бородину удалось уравновесить все спорные вопросы сезона: главному режиссеру Омской драмы Евгению Марчелли дали «Маску» «За разнообразие поисков». Всеобъемлющая оценка! Второй спецприз достался Кириллу Серебренникову, увы-увы, вызывающему споры даже тогда, когда, казалось бы, успех бесспорен. Для кого как: ведь экспертный совет через свои «фильтры» так и не пропустил в афишу «Маски», быть может, лучший спектакль Серебренникова за все последние годы – «Голую пионерку» в «Современнике». Не пропустил, и многие члены экспертного совета считали сей факт своей профессиональной и даже нравственной победой.
Главная интрига балетной части конкурса заключалась в том, дадут или не дадут премию Борису Эйфману за «Анну Каренину». Как известно, председатель жюри музыкального театра Владимир Васильев – большой поклонник творчества этого номинанта. Несмотря на это, члены судейской коллегии проигнорировали сочиненные Эйфманом сексуальные страдания русской дворянки.
Распределение наград за постановки подтвердило общеизвестный факт – кризис отечественных хореографов (как мрачно сказал на церемонии Николай Цискаридзе, «много званых, но практически нет избранных»). Призы за балет достались иностранцам, поработавшим в России. «Маской» отмечен Дэвид Доусон, постановщик красивого балета Мариинского театра «Reverence». Лучшим балетом прошлого сезона назван «Сон в летнюю ночь» – спектакль Большого театра. В прошлом сезоне ГАБТ перенес на свою сцену давний опус европейского хореографа Джона Ноймайера. Экспертный совет «Маски» выдвинул на премию и балет, и исполнителей – Яна Годовского и Светлану Захарову. Захарову оставили без награды: столичную приму обошла Мария Абашова, исполнительница партии Карениной у Эйфмана, что в принципе не вызывает возражений: балерина хороша в предлагаемых обстоятельствах роли. А Годовский приз получил, и заслуженно, потому что всех порадовал озорной трактовкой шекспировских персонажей – Пэка и Филострата. Еще одна награда ушла к отличному сценографу Семену Пастуху: за его оформление стоило выдвинуть на приз «Болт» – среднего качества балет ГАБТа.
В опере судей дважды очаровал спектакль Мариинского театра «Путешествие в Реймс»: и сама постановка названа «самой-самой», и постановщик, француз Ален Маратра, получил награду за режиссуру. Два приза «Реймсу» – явный перебор, учитывая, что «Мадам Баттерфляй» Большого театра, событие оперного сезона, осталась вовсе без наград. Еще одно спорное решение – жюри музыкального театра не наградило ни одного дирижера и ни одного певца. Приз за лучшую женскую роль в опере получила солистка Мариинки Лариса Гоголевская, могучая Изольда в «Тристане и Изольде». Режиссер оперы Вагнера, неоднократный победитель «Золотой маски» Дмитрий Черняков на этот раз остался без режиссерской премии, зато его питерский проект отхватил один из двух спецпризов жюри: «Тристан» отмечен как «музыкальное событие сезона».
Но главная оперная сенсация была впереди. Второй спецприз (браво, жюри!) достался Большому театру за «Детей Розенталя» (с формулировкой «За инициативу в развитии современной русской оперы»). Награду получал композитор Леонид Десятников, при этом он вспоминал, как «очаровательные сотрудницы службы безопасности ГАБТа» защищали его от «злых волшебниц из Государственной Думы» и вообще от «зловещих сил зла», пытавшихся убрать многострадальных «Детей» из музыкальной жизни страны.
В скудном списке отечественных оперетт и мюзиклов жюри выбрало «Ночь открытых дверей» (по Диккенсу) Екатеринбургского театра музкомедии. Владимир Смолин из этого же коллектива так хорошо преобразился в скупердяя Скруджа, что получил «Маску» за мужскую роль в мюзикле. Кинорежиссер Леонид Квинихидзе отмечен как постановщик мюзикла «Фигаро здесь» в Театре музкомедии Новосибирска. Героиня Бомарше и Россини, Розина, в исполнении Вероники Гришуленко оказалась достойной «Маски» за женскую роль в мюзикле. А специалисты отметили, что всего три спектакля в номинационных списках – признак неблагополучия этого жанра в России. И наконец, никаких сюрпризов не случилось в номинации «Современный танец». Подтвердились предположения, что «Маска» достанется пермскому спектаклю Театра Евгения Панфилова «Клетка для попугаев»: этот добротный опус несколько старомоден, зато не без душевности, а последнее качество у нас традиционно востребовано.