0
1131
Газета Культура Интернет-версия

19.04.2006 00:00:00

«Маска» под «Геликоном»

Тэги: золотая маска, премия, театр


золотая маска, премия, театр Алиса Фрейндлих признана лучшей актрисой за роль в спектакле 'Оскар и Розовая дама'. Сцена из спектакля.
Фото Михаила Гутермана

Едва ли не впервые «Маска-2006» имела свой собственный девиз – «Традиция и новация». Дмитрий Бертман принял во внимание это обстоятельство, и в его церемонии были заняты как более или менее «традиционные» Зураб Соткилава и солисты «Геликон-оперы» (и оркестр, и хор тоже были геликоновские), так и новаторские – в особенности на сцене Большого театра – Государственный мюзик-холл, балет «Тодес» и Лев Лещенко с Ларисой Долиной. Удачно и остроумно были подобраны и пары награждающих – скажем, за лучшие женские роли «Маски» вручали зрелые красавцы отечественной сцены и отечественного кинематографа Валентин Гафт и Игорь Костолевский. Отмечать заслуги актеров-мужчин на сцену вышли Галина Тюнина и Инна Чурикова, составившие великолепный дуэт в парном конферансе.

Думается, жюри удалось сделать более или менее правильный выбор с учетом имевшихся в их распоряжении возможностей. Можно, к примеру, сетовать на отсутствие среди лауреатов хоть кого-то или чего-то, связанного с «Голой пионеркой» Кирилла Серебренникова, но этот спектакль так и не преодолел строгого сита экспертного отбора. Не понравился спектакль экспертам – и все.

Одна из первых новаций нынешней церемонии заключалась в том, что «Маски» в этом году распределялись и вручались не по жанрам, а по профессиональному и половому признаку. Сначала – всем женщинам, в балете, опере и по драматическому театру, затем – всем мужчинам, всем художникам, всем режиссерам┘

Премия «Новация» в этом году досталась санкт-петербургскому Формальному театру за спектакль Андрея Могучего «Между собакой и волком». Этому же спектаклю достался и приз критики. Эту «Маску» Бертман, знаменитый своей, если можно так сказать, публичной нелюбовью к отрицательным рецензиям на свои спектакли, обставил со всей театральной многозначительностью и одновременно – почти хулигански: Лев Лещенко исполнил куплеты Дона Базилио о клевете, причем солисты хора аккомпанировали его пению с центральными российскими газетами в руках. Вручать премию критиков поручили Константину Райкину, еще одному «ценителю» критического слова. Премия же в итоге досталась – к удовольствию и Райкина, и публики – Андрею Могучему.

Лучшим кукольным спектаклем выбрали «Поющую стрелу» Бурятского театра кукол, а за работу режиссера в кукольном театре «Маска» отправилась в Абакан, Хакасскому театру кукол, показавшему на фестивале спектакль по пьесе Эрика Шмита «Оскар и Розовая дама». Эта же пьеса, но уже в «человеческом обличье» и в исполнении Алисы Фрейндлих получила приз зрительских симпатий, а сама Фрейндлих удостоилась долго не смолкавших оваций за лучшую женскую роль. Не менее воодушевленно некоторое время спустя публика встретила известие о награждении Василия Бочкарева за лучшую мужскую роль (Прибытков, «Последняя жертва», Малый театр). Бочкарев долго ждал, когда же наконец смолкнут аплодисменты, а когда они смолкли, сумел сказать лишь о том, что счастлив. Затем, поборов волнение, нашел силы, чтобы поблагодарить партнеров, режиссера и Малый театр.

За работу художника «Маской» наградили Александра Боровского, оформившего «Шинель» (совместная работа «Современника» и Центра имени Мейерхольда). «Шинель» была отмечена еще и как лучший спектакль малой формы.

«Маску» за лучшую режиссуру получил Петр Фоменко, который затем еще раз вышел на сцену, чтобы получить «Золотую маску» за лучший спектакль – «Три сестры», которые он поставил в своей «Мастерской┘».

Утешить провинцию в драме по идее должна была специальная премия жюри, которой председателю жюри Алексею Бородину удалось уравновесить все спорные вопросы сезона: главному режиссеру Омской драмы Евгению Марчелли дали «Маску» «За разнообразие поисков». Всеобъемлющая оценка! Второй спецприз достался Кириллу Серебренникову, увы-увы, вызывающему споры даже тогда, когда, казалось бы, успех бесспорен. Для кого как: ведь экспертный совет через свои «фильтры» так и не пропустил в афишу «Маски», быть может, лучший спектакль Серебренникова за все последние годы – «Голую пионерку» в «Современнике». Не пропустил, и многие члены экспертного совета считали сей факт своей профессиональной и даже нравственной победой.

Главная интрига балетной части конкурса заключалась в том, дадут или не дадут премию Борису Эйфману за «Анну Каренину». Как известно, председатель жюри музыкального театра Владимир Васильев – большой поклонник творчества этого номинанта. Несмотря на это, члены судейской коллегии проигнорировали сочиненные Эйфманом сексуальные страдания русской дворянки.

Распределение наград за постановки подтвердило общеизвестный факт – кризис отечественных хореографов (как мрачно сказал на церемонии Николай Цискаридзе, «много званых, но практически нет избранных»). Призы за балет достались иностранцам, поработавшим в России. «Маской» отмечен Дэвид Доусон, постановщик красивого балета Мариинского театра «Reverence». Лучшим балетом прошлого сезона назван «Сон в летнюю ночь» – спектакль Большого театра. В прошлом сезоне ГАБТ перенес на свою сцену давний опус европейского хореографа Джона Ноймайера. Экспертный совет «Маски» выдвинул на премию и балет, и исполнителей – Яна Годовского и Светлану Захарову. Захарову оставили без награды: столичную приму обошла Мария Абашова, исполнительница партии Карениной у Эйфмана, что в принципе не вызывает возражений: балерина хороша в предлагаемых обстоятельствах роли. А Годовский приз получил, и заслуженно, потому что всех порадовал озорной трактовкой шекспировских персонажей – Пэка и Филострата. Еще одна награда ушла к отличному сценографу Семену Пастуху: за его оформление стоило выдвинуть на приз «Болт» – среднего качества балет ГАБТа.

В опере судей дважды очаровал спектакль Мариинского театра «Путешествие в Реймс»: и сама постановка названа «самой-самой», и постановщик, француз Ален Маратра, получил награду за режиссуру. Два приза «Реймсу» – явный перебор, учитывая, что «Мадам Баттерфляй» Большого театра, событие оперного сезона, осталась вовсе без наград. Еще одно спорное решение – жюри музыкального театра не наградило ни одного дирижера и ни одного певца. Приз за лучшую женскую роль в опере получила солистка Мариинки Лариса Гоголевская, могучая Изольда в «Тристане и Изольде». Режиссер оперы Вагнера, неоднократный победитель «Золотой маски» Дмитрий Черняков на этот раз остался без режиссерской премии, зато его питерский проект отхватил один из двух спецпризов жюри: «Тристан» отмечен как «музыкальное событие сезона».

Но главная оперная сенсация была впереди. Второй спецприз (браво, жюри!) достался Большому театру за «Детей Розенталя» (с формулировкой «За инициативу в развитии современной русской оперы»). Награду получал композитор Леонид Десятников, при этом он вспоминал, как «очаровательные сотрудницы службы безопасности ГАБТа» защищали его от «злых волшебниц из Государственной Думы» и вообще от «зловещих сил зла», пытавшихся убрать многострадальных «Детей» из музыкальной жизни страны.

В скудном списке отечественных оперетт и мюзиклов жюри выбрало «Ночь открытых дверей» (по Диккенсу) Екатеринбургского театра музкомедии. Владимир Смолин из этого же коллектива так хорошо преобразился в скупердяя Скруджа, что получил «Маску» за мужскую роль в мюзикле. Кинорежиссер Леонид Квинихидзе отмечен как постановщик мюзикла «Фигаро здесь» в Театре музкомедии Новосибирска. Героиня Бомарше и Россини, Розина, в исполнении Вероники Гришуленко оказалась достойной «Маски» за женскую роль в мюзикле. А специалисты отметили, что всего три спектакля в номинационных списках – признак неблагополучия этого жанра в России. И наконец, никаких сюрпризов не случилось в номинации «Современный танец». Подтвердились предположения, что «Маска» достанется пермскому спектаклю Театра Евгения Панфилова «Клетка для попугаев»: этот добротный опус несколько старомоден, зато не без душевности, а последнее качество у нас традиционно востребовано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
696
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
780
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
474
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
573

Другие новости