0
1022
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2006 00:00:00

Еще два вечера в театре «Современник»

Тэги: современник, юбилей, волчек, путин


современник, юбилей, волчек, путин Актеры 'Современника' очень эмоционально общались с Владимиром Путиным.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Можно сказать, что и тут режиссером церемонии была Галина Волчек. В «ответном слове» она поблагодарила Владимира Путина за то, что он «согласился нарушить традицию», понял, что «Современник» – это команда, собрал всех вместе и всех вместе поздравил. Путин, кажется, и сам был рад провести академический час среди актеров.

В фойе «Современника» полукругом расставили стулья, президента встречали основатели театра, участники самого первого представления «Вечно живых», Галина Волчек, Лилия Толмачева и Игорь Кваша. Поздоровавшись с ними, Путин быстрым шагом проследовал к микрофону и, не дожидаясь, пока все успеют прийти в себя, начал поздравительную речь. Дочитав до конца, без лишних слов Владимир Путин кивнул «распорядительнице торжеств», и чиновная дама начала зачитывать имена награжденных. Первым в списке значился Кваша, ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Кваша единственный решился на ответное слово и начал с того, что Путина все о чем-то просят, а он, наоборот, решил сделать президенту подарок и вынул из кармана свой служебный пропуск. Путин мгновенно парировал: «Если я в ответ сделаю то же самое, то это, наверное, будет перебор». Когда Чулпан Хаматова (ей достался орден Дружбы) не успела попозировать с президентом и орденом на груди, Путин дал знак штатному фотографу, тут же присел рядом с Хаматовой и дал возможность сделать снимок на память.

После того как раздача орденов и званий подошла к концу, Волчек предложила продолжить неформальное поздравление: «Мы приготовили капустник, и сейчас вы, можно сказать, присутствуете на генеральной репетиции». Но, прежде чем актеры начали петь, Путин успел еще сказать, что «за все годы работы такого эмоционального реагирования при вручении театру наград не видел». Это правда – без всякого стеснения актеры встречали каждое следующее имя криками одобрения, аплодисментами и вообще радовались, как дети.

Потом вынесли шампанское, возникла даже некоторая толчея, шампанское опрокинули, вынесли следующий поднос, за ним третий. За шампанским Валентин Гафт прочитал три свои эпиграммы и одно стихотворение. В оставшиеся несколько минут Волчек удалось отвести президента в сторону и там вместе с Чулпан Хаматовой коротко поговорить об очередной акции, намеченной на 1 июня, когда, как и год назад, Хаматова собирается провести благотворительный марафон в помощь детям, больным лейкозом.

На следующий вечер, в самый юбилей – поскольку именно 15 апреля 1956 года был сыгран в первый раз спектакль Олега Ефремова «Вечно живые», – в «Современнике» играли «обычный» «Крутой маршрут». Необычным был зал, который собирали весь год: в фойе соорудили «почтовый ящик», куда зрители складывали свои письма, рецензии. Зрители, в том числе и те, которые были на самом первом спектакле, и те, которые начали ходить в «Современник» совсем недавно, съехались со всей России. Если и были знаменитости, то тоже неслучайные: например, Марат Баглай, бывший председатель Конституционного суда, ходит на спектакли «Современника» с конца 50-х. Олег Табаков, нынешний худрук МХТ им. Чехова, один из основателей театра, участник первого спектакля, несколько лет был даже директором «Современника».

Спектакль по автобиографическому роману Евгении Гинзбург потрясает и сегодня. Поставленный в 89-м, ставший, пожалуй, одним из главных спектаклей того, перестроечного освобождения, он оказался удивительно прочным, как будто бы Волчек задумывала не спектакль, а строила дом, рассчитанный на десятилетия. Играют все те же: Неелова в роли Гинзбург, Лия Ахеджакова, Людмила Иванова, Ольга Дроздова, Марина Хазова, Галина Петрова, Елена Козелькова. И – как тогда – на сцену в бессловесной роли выходит лагерница, сидевшая с Гинзбург в лагере, Паулина Мясникова, каждый раз своей «непридуманностью» испытывающая спектакль на прочность.

После представления, как и обещали, в зал вынесли микрофоны и предложили зрителям поговорить о театре и о жизни: каким вы хотите видеть театр, хотите ли видеть его вообще, какое место театр занимает в сегодняшней жизни и в жизни общества, театр вообще и «Современник» в частности?

«Современник» – театр, который своей историей доказал, что без вопросов и ответов, таких вот, по существу, театральное дело бессмысленно. Вокруг театра – и в этом тоже уникальность «Современника» – прежде кипела интеллектуальная жизнь, сюда приходили и физики, и лирики, чтобы вместе с актерами искать ответы на эти вопросы. Ну и конечно, чтобы помочь театру – пройти очередную госприемку, обойти цензурные рифы.

Все это стало историей, цензура пока еще не вернулась. И слова одной девушки, приехавшей на юбилей из Гатчины, – про то, что в ближайшие 50 лет она не даст умереть «Современнику», все-таки напоминают о прежнем прекраснодушии и идеализме. Без которого театру нельзя. Тем более – «Современнику».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
431
Россия займется поставками "новой нефти"

Россия займется поставками "новой нефти"

Анастасия Башкатова

Минцифры и бизнес могут инициировать создание биржи синтетических данных на уровне БРИКС

0
490
Партия Миронова продолжает преследовать КПРФ

Партия Миронова продолжает преследовать КПРФ

Дарья Гармоненко

Власть предполагает поделить левые силы на полезные и ненужные

0
401
Курский губернатор прокладывает дорогу к выборам

Курский губернатор прокладывает дорогу к выборам

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единоросса Хинштейна оттенит мягкая палитра кандидатов от других политструктур

0
431

Другие новости