На деле выяснилось, что к Ла Скала они если и успели приблизиться, то в самом что ни буквальном, пешеходном смысле. В глубоких недрах пресс-релиза (и даже не первого его варианта) было скромно приписано, что Ла Скала заключил с певцами контракт на 2007 год. В каких спектаклях будут они участвовать, какие партии петь – ни слова. Ла Скала, знаете, с администраторами, наверное, тоже контракты заключает.
Конечно, формально к восходящим звездам Ла Скала не придирешься – ведь и правда, уже в следующем сезоне взойдут. Но вот руководство театра эту позицию не разделяет (и как только узнали?– на такое развитие событий организаторы российских концертов явно не рассчитывали!). Исполнительный директор Ла Скала Мария Ди Фреда написала письмо на имя гендиректора Большого театра с просьбой довести до российских СМИ заявление следующего содержания: «Миланский театр Ла Скала с гордостью узнал, что российская столица уже давно ожидает «событие столь грандиозного масштаба как гастроли театра Ла Скала». Мы также рады, что сопрано Стефания Спаджари и тенор Кристиано Оливьери приветствуются как «восходящие звезды», однако вынуждены уточнить, что оба певца, по крайней мере до сегодняшнего дня, не выходили на сцену Ла Скала и даже не являются выпускниками ее Академии».
Понятно, что организаторам концерта необходимо реализовать билеты, чтобы хоть как-то отработать потраченные деньги (выступлением «восходящих звезд» занималась контора, о которой раньше музыкальные критики не слышали, не знали о ней ничего и в Московской филармонии). Понятно, что чем пестрее фантик (в его качестве выступило название миланского театра на афише), тем слаще покажется сама конфетка. Увы, в итоге конфетка часто оказывается и вовсе несъедобной.
Одну такую – более-менее удобоваримую, под названием «Солисты Ковент-Гарден» москвичи недавно проглотили. С трудом. Но там хотя бы все четверо солистов имели отношение к Молодежной академии при театре и даже участвовали в спектаклях основной труппы, хотя бы и в партиях третьей жрицы или предпоследнего шута. Вторая обманка пошла уже с трудом.
«Мастера Миланской школы» (что за школа такая? – неизвестно) Стефания Спаджари и Кристиано Оливьери включили в программу концерта преизвестнейшие, наихитовые фрагменты оперного репертуара. Арии Тоски и плач Каварадосси («Тоска» Пуччини), арии Сантуцци («Сельская честь» Масканьи) и Турандот (одноименная опера Пуччини), Верди, Беллини┘ Не учли вокалисты, что чем известнее, прекраснее и любимее музыка, тем зритель (и критик) становится требовательнее и беспощаднее, не терпя спекуляции шедеврами.
Сопрано Спараджи не выдерживает никакой конкуренции с вокалистками, которых москвичам довелось услышать в нынешнем сезоне (чего стоит одна только Лора Клейкомб, отпевшая в Зале им. Чайковского всего неделю назад): слабый голос, невыразительный тембр, страшной амплитуды вибрация, гримасы и крик на верхних нотах. Кристиано Оливьери – типичный итальянский тенор с неплохими данными и, увы, типичными недостатками: как только приходится изобразить страдание (а в вышеобозначенном репертуаре его немало), то, за отсутствием мастерства Паваротти, начинается форсирование и нарочитое утрирование звука, от чего попахивает цыганщиной.
Возникают закономерные вопросы: зачем нам эти фальшивые звезды, то ли восходящие, то ли уходящие? Где организаторы их берут? Кто им их сватает? Оглянитесь вокруг, приглядитесь, прислушайтесь – в мире (и в России) так много талантливых и достойных музыкантов. Гораздо полезнее потратить те же деньги на кого-то более достойного.