Тема фестиваля «Конфликты» и документальная фотография не так прозвучала, как утопические проекты от западных гостей. Приклеить ярлык фото к детским портретам от Лоретты Люкс не получится при всем желании. Воображаемое в ее исполнении располагается на полностью прорисованных задниках работ и в глазах детей. Их лица обработаны алхимическим способом, стирающим детскую припухлость и наполняя прозрачностью саму кожу. Они как фарфоровые куклы хмурятся и улыбаются в застывшем мире детства. С «Портретов» можно начать дискуссию на тему правомерности наличия фото в Фотобиеннале. Расположенный по соседству Ян Саудек использует негативы лишь в качестве приложения к своим пышным сюжетам, напоминающим по построению барочный театр.
Его ретроспектива по масштабу затмевает даже классика Брассайя. Он говорит о высоком, смерти и жизни, любви и чести, используя значимые символы в контексте всей цивилизации – беременных женщин, христианскую символику и так далее. Саудеку важна каждая деталь для его игры и маскарада. Он любит аллегории и метафоры, вот девушки раздеты и одеты в обнимку с музыкальными инструментами – получается «Женский оркестр». Или «Святая Русь» – румяная баба в изношенных шелках на фоне таких же платьев, а рядом, опираясь о ее плечо, мужчина «в полном расцвете сил». На следующей картине с таким же названием, все без изменений, только пара уже голая и грудь у женщины оказывается как вымя – огромным и явно экспозиционным центром. Вся эта игра позволяет Саудеку провокационным образом добавить мусора в окружающую культуру, и без того перенасыщенную симулякрами, скрещенная с его миром, она напоминает балаган, в котором даже чистая слеза, катящаяся с губ, выглядит как слюна.
Напротив, художники из группы АЕС+Ф не стремятся к множеству тем, они выбрали одну – виртуальные войны подростков и просто выдают иногда очередной сиквел. Если внимательно следить за некоторыми «героями», точнее, мальчиками и девочками в белых шортиках и майках, держащих вместо игрушек серьезное оружие, то заметны их возрастные изменения. Время движется, от серии к серии они взрослеют, и этот реализм гораздо важнее, чем повторяющийся сюжет про детей и оружие в их руках.
Совсем реалистично, в отказе от компьютерных технологий творческий дуэт Виноградова и Дубосарского сдал фотоотчет о поездке в Монголию в галерее на Солянке. Снимки в лучших традициях журнала «Вокруг света» откликаются ностальгическими воспоминаниями и отсылают к рюкзакам за плечами и пыльным дорогам. Для полного комплекта не хватает проекта «Визит звезды» из соседнего зала, который продолжает удачную серию про загадочные отношения художника и луны. В этот раз в гости приходит звезда, а может, и звездная болезнь. Трогательная забота о личном полумесяце в этот раз сменяется на романтичную отчужденность звезды. Она светит, но не греет, хотя сильно манит, как и любая утопия.