Спектакль 'Немного ностальгии' – один из вероятных претендентов на победу.
Фото предоставлено пресс-службой Фестиваля 'Золотая маска'
Пять балерин и танцовщиц претендуют на лучшую женскую роль, три солиста разыгрывают ставки в номинации «Лучшая мужская роль», столько же хореографов ищут наград в своей категории. Плюс сценограф Семен Пастух: он отмечен за балет «Болт», но в рамках номинации «Работа художника в музыкальном театре» обречен на спор с оперными коллегами. Кстати, список номинированных балетов по количеству уступает опере: балетов меньше на три. И примерно такое соотношение на «Маске» складывается не в первый раз. Что поделаешь: оперная режиссура, в отличие от балетной, в стране явно на подъеме. Не случайно половина балетного списка – это продукция западных хореографов┘
Соревнование танцевальных опусов на «Золотой маске» таит в себе несколько небольших, но увесистых подводных камней. В Москву не приехали спектакли Мариинского театра, что лишило афишу большого куска импозантности. Для такого поступка у театра есть формальная причина – одноактные балеты «Approximate sonata» (хореограф – Уильям Форсайт) и «Reverence» (автор – Дэвид Доусон) уже показывали на прошлогодних гастролях Мариинки в Москве. Но ведь то было в другом контексте. А для публики не увидеть петербургский балет рядом с остальными номинантами – значит не понять, куда в балете нынче ветер дует и с каким соусом есть других претендентов на награды.
Нет, жюри, конечно, познает все. Для просмотра судей «Маски» специально на отвезли в Петербург. Только мы в столице остались без двух опусов ведущих европейских мастеров, качественно исполняемых труппой Мариинки. Эти балеты – как две стороны одной медали. Форсайтовская игра ракурсами на скорости – аверс, а медитативные, медленно перетекающие одна в другую, позировки Доусона – реверс. В обоих случаях есть и пуанты, и выворотность ног, но все равно танцевать это надо с резким отходом от привычек русской классической школы. Как известно, последнее дается нашим классическим танцовщикам труднее всего. Номинант из Мариинки Александр Сергеев (он выдвинут за исполнение Доусона) со своей задачей справился.
На таком фоне невозможно представить, что «Маску» может получить «Анна Каренина» Бориса Эйфмана. (Об этом балете «НГ» неоднократно писала.) Хотелось бы думать, что жюри под руководством Владимира Васильева прельстится другими номинантами. Благо есть еще «Сон в летнюю ночь» – балет Ноймайера, поставленный в Большом театре. С номинанткой на лучшую женскую роль Светланой Захаровой в главной партии Титании. И с номинантом Яном Годовским, впечатляюще сыгравшим роль шута Пэка. Еще один балет ГАБТа на фестивале – «Болт» Алексея Ратманского (он тоже соискатель «Маски»). Здесь стоит обратить внимание на Дениса Савина, отмеченного экспертным советом за роль недотепы Дениски, заводского вредителя поневоле. Правда, огрехи постановки в «Болте» и недостатки коллективного исполнения в «Сне» делают эти опусы конкурентно уязвимыми. Но все равно они лучше, чем хроника женских истерик, сочиненная Эйфманом, хотя Каренина в исполнении Марии Абашовой (номинантка «Маски») получилась эффектная.
В современном танце наиболее авангардный и, пожалуй, самый качественный проект называется «Мухи». Не только сам спектакль, но и две авторши-исполнительницы, Дина Хусейн и Анна Абалихина, номинированы по всем статьям: за балет и за исполнение. Но именно пластическая «продвинутость» истории про женские фобии наверняка не позволит проекту быть награжденным. Та же участь, видимо, ожидает «Двери» – совместный русско-эстонский проект по произведениям Даниила Хармса. Жюри может смутить явный абсурдизм замысла и воплощения, к тому же налицо монотонность действия и слащавый финал. Наиболее вероятные кандидаты на победу – «Немного ностальгии» из Челябинска и «Клетка для попугаев» из Перми. Первый опус, собранный из движений мускулистых мальчиков вокруг конструкций цвета березки, вроде бы и бессюжетный, но ясно, что речь идет о том, как широка страна моя родная. Второй – пластическая притча о свободе и жизни в клетке, причем все назидательно рассказано, даже ленивый поймет.
Есть еще красноярский спектакль «Ромео и Джульетта»: Шекспир, Средневековье, бурные страсти. Но о нем как о единственном на «Маске» балете, который в Москве еще не видели, речь пойдет в другой статье.