Сотрудничество Третьяковки и Musica Viva весьма плодотворно – музыкальный фестиваль проходит здесь уже в седьмой раз, и в этот особенный для галереи год, когда отмечается сто пятьдесят лет со дня ее основания, темой форума стало «Посвящение великим меценатам». Художественный руководитель оркестра и идеолог фестиваля Александр Рудин сказал, что Третьяковка попросила его в этом году придумать нечто особенное, что затрагивало бы большую историческую веху в ее истории.
Идея вспомнить меценатство возникла сама собой, и в результате очень понравилась обеим сторонам. А вспомнить, признаться, есть что, поскольку с этим явлением просто неразрывно связаны лучшие страницы истории русской (да и европейской) музыки. Все они вкладывали капиталы в искусство только лишь из благородства и бескорыстной любви к музыке. Интерес к русским композиторам у лесопромышленника Митрофана Беляева начался с Глазунова, он буквально вынянчил Скрябина, организовал издательство, которое не приносило дохода, а после смерти завещал часть капитала положить на ежегодные выплаты композиторских Премий имени Глинки.
«История в письмах» помещицы Надежды Филаретовны фон Мекк и Петра Ильича Чайковского – случай вообще уникальный: благодарная слушательница в течение четырнадцати лет снабжала композитора деньгами, но так и не была удостоена ни единственной личной встречи, результатом общения мецената и реципиента стала обильная переписка. Купец Константин Третьяков стал основателем будущей госколлекции, подарив российским музыкантам более десяти уникальных скрипок, в том числе работы Страдивари. Каждому из этих меценатов посвящена отдельная программа, в которой исполняются сочинения.
Впрочем, главный по идее организаторов концерт был посвящен последнему из меценатских могикан – Паулю Захеру. Представитель одной из самых богатых семей Швейцарии, дирижер, владелец коллекции музыкальных рукописей (манускрипт «Весны священной» был приобретен им за 330 тыс. фунтов стерлингов) в прямом смысле повлиял на историю музыки двадцатого века: дружил с композиторами, заказывал им произведения (для него написаны важнейшие сочинения ХХ века). Организованный Захером Базельский камерный оркестр под его управлением исполнял несметное количество современной музыки. Именно этот коллектив в рамках турне, посвященного столетию со дня рождения своего основателя, выступил в Москве.
Вместе с оркестром под управлением Давида Стерна (сына знаменитого скрипача) выступила молодая виолончелистка Соль Габетта – уроженка Аргентины с русскими корнями, но получающая образование в Европе (что характерно, у выходцев из России – Ивана Монигетти и Давида Герингаса). Нельзя сказать, что долгожданный концерт чем-то особо порадовал. Несмотря на громкое имя, Базельский оркестр оказался средней руки коллективом: никакого откровения или запоминающегося индивидуального почерка. Медленная часть Дивертисмента Бартока (посвящен Паулю Захеру) – без должного психологического нагнетания, начало Ноктюрна Чайковского рукой дирижера было превращено чуть ли не в скерцо, в Pezzo capriccioso соло виолончели утонуло в оркестровой массе, где не прослушивался ни один характерный для Чайковского подголосок, пьеса Хинастеры оказалась вялой и бесхарактерной, Концерт in D Стравинского – без нерва, присущего партитурам музыкального эксцентрика. Более или менее прилично и оркестр, и солистка выглядели в Andante cantabile Чайковского, повторенного ими на бис. Не самым удачным образом была подобрана программа: из заявленного заранее Дивертисмента Бартока оставили только одну часть, а Grave Лютославского совершенно напрасно заменили уже без того набившими оскомину пьесами Чайковского, к тому же в далеком от совершенства исполнении.