В свое время «Бенуа де ла данс» был основан как конкурс балетных дарований. Это могут быть балерины, танцовщики и хореографы, иногда театральные художники. Кого именно считать дарованием, решает ареопаг маститых деятелей мирового балета, без помощи промежуточных инстанций и отборочных комиссий. Судьи приза «Бенуа» сами себе комиссия. Каждый член жюри вправе выдвинуть номинантов, каких ему хочется, а потом, отсмотрев видеозаписи и собравшись вместе, мастера оценивают соискателей по списку. И нет диктата одного художественного «изма»: на равных соревнуются классика, модерн-данс и авангардные проекты.
Жюри традиционно возглавляет Юрий Григорович. В этом году с ним работают бывший премьер Мариинского театра Сергей Викулов, экс-звезда Парижской оперы Доминик Кальфуни, одна из главных авангардисток мирового балета Анна Лагуна, бывший солист ГАБТа Ирек Мухамедов, сделавший карьеру в Королевском балете Великобритании, худрук американского Балета Цинциннати Виктория Морган, глава балета Венской оперы Дьюла Харангозо и представитель Южной Кореи Цой Тхэ-Чжи.
В первое время событие выглядело как церемония награждения лауреатов с последующим концертом. Уже три года как приз «Бенуа» расширен до двухдневного балетного фестиваля: в первый день награждают и танцуют, во второй – просто танцуют (гала «звезд» мирового балета). Собственно говоря, «Бенуа» – награда балетоманам за их верную любовь к балету. Возможность за раз увидеть отличных танцовщиков и превосходных балерин, не часто приезжающих в Россию, дорогого стоит.
В списках номинантов «Бенуа-2006» шестнадцать человек. Среди хореографов – Ан Сун-Су (корейское «Болеро») и Борис Эйфман, попавший на конкурс за балет «Анна Каренина». Они соревнуются с Николя ле Ришем, танцовщиком и хореографом Парижской оперы (балет «Калигула»), с Сарой Слиппер (труппа Цинциннати, балет «Превосходное равновесие») и с Оливером Хинделом (спектакль «Времена года», Бирмингемский королевский балет). У нас широко известна лишь постановка Эйфмана, да кое-кто из специалистов видел «Калигулу» (отклики были на уровне «средне»).
У балерин ситуация интригующая. В списке нет ни одной представительницы Большого театра: неужели «выдвиженцы» не увидели в Москве никого достойного? Но есть две балерины из Мариинки. Никому не известная Ольга Есина танцует в кордебалете театра и, как объяснила журналистам на пресс-конференции ее коллега по труппе Диана Вишнева, вышла в партии Одетты–Одиллии всего два раза. И вот так, сразу, выдвинули начинающую девочку на международную премию. Вторая претендентка из Мариинки, Екатерина Кандаурова, запомнилась блестящим исполнением балетов Форсайта, но номинирована за роль Заремы в старом советском спектакле «Бахчисарайский фонтан». Есть еще кореянка Ким Джу-Вон и японка из Испании Тамако Акийяма. А участие Джанессы Туше из балета Цинциннати (главная роль в «Золушке») – видимо, случайное совпадение с фактом, что балет поставлен в той же труппе Викторией Морган, членом жюри.
В мужском списке номинантов Джозеф Гатти (опять славный город Цинциннати!) выдвинут за па-де-де из «Корсара», а танцовщик Ван Ди – всего лишь за номер, показанный на конкурсе балета. Видимо, артисты станцевали гениально. Чтобы номинироваться на международную премию, им даже больших ролей в спектакле не понадобилось. Рядом присутствуют Бенджамен Пеш из Парижа (за партию Ромео), Славомир Возняк из Варшавы (балет «Спартак») и южнокореец Ким Хен-Ун (за местного «Корсара»). Замечательный танцовщик Леонид Сарафанов из Мариинки номинирован за гастрольное выступление в Австрии (Альберт в тамошней «Жизели»). И опять никого из Большого театра┘