Поддержки в этом балете поистине головокружительны.
Фото Дамира Юсупова /Большой театр
«Мы горды тем, что с нашей помощью этот великолепный балет возвращается в репертуар ведущего театра России, – сказал после премьерного показа руководитель отдела по корпоративным вопросам компании JTI Вадим Боцан-Харченко. – Я лично видел на сцене Большого почти все балетные постановки последних лет, и «Золотой век» – несомненно, одна из лучших. Кроме того, это наш, российский эксклюзив: нигде в мире этот балет не идет, только в Большом театре и в труппе самого Григоровича. Этот спектакль напоминает нам о том, что Золотой век русского балета продолжается и в его историю будет вписано еще немало новых золотых страниц».
Балетом «Золотой век» Большой театр завершил цикл балетов Шостаковича (все сразу не идут ни в одном театре мира, Большой – единственный), в который вошли также поставленные Алексеем Ратманским «Светлый ручей» (постановка 2003 г.) и «Болт» (2005 г.). Этот цикл – вклад Большого театра в празднование 100-летия со дня рождения великого композитора ХХ века, которое будет отмечаться этой осенью.
Те, кому посчастливилось побывать на премьерных показах «Золотого века», смогли убедиться: музыка молодого Шостаковича сохранила всю свою свежесть и яркость. А нынешняя версия Григоровича не есть «дословное» воспроизведение его первой постановки. Она стала компактнее (в нынешнем варианте второе и третье действия объединены) и динамичнее.
Действие балета «Золотой век» разворачивается в 20-е годы прошлого века, во времена расцвета НЭПа. Либретто Исаака Гликмана и Юрия Григоровича рассказывает историю любви молодой девушки Риты, ресторанной певицы («Золотой век» – название ресторана, в котором она поет), и молодого рыбака, активного участника агиттеатра Бориса. Борису предстоит нелегкая борьба за то, чтобы наставить возлюбленную на истинный путь советского человека... Впрочем, пересказывать сюжет – не самое благодарное дело, тем более когда речь идет о балете.
Противопоставление «советского» и «нэпманского» интересно в этом балете постольку, поскольку существует в партитуре и хореографии. Танец «советский», насыщенный элементами «здоровой физкультуры и спорта», сменяется знойным «ресторанным» декадансом – контраст интересен уже сам по себе. Как и всегда у Григоровича, артисты должны быть не чужды акробатике: поддержки в этом балете поистине головокружительны.
«Золотой век» века XXI «по определению» свободен от идеологической нагрузки. Накануне премьеры это отмечал и сам Юрий Григорович: «Меняется жизнь вокруг нас, но ведь сама эта история очень проста – борьба идет за любовь и душу главной героини». Это не меняется. Как не меняется великолепная музыка великого композитора. Или уровень мастерства артистов Большого – поколение прежних исполнителей этого балета сменилось другим, но и новые исполнители демонстрируют и прекрасную технику, и темперамент, и лиризм.