Лоретта Люкс. 'Девочка со скрещенными руками'. Выставка «Воображаемые портреты» – одно из самых примечательных событий фотобиеннале.
Фото предоставлено Московским Домом фотографии
Начало положено в ГУМе летописью итальянского неореализма в исполнении Федерико Пателлани. Послевоенные будни – разрушенными домиками, бедно одетыми детьми в сочетании с черно-белым кинематографом. Режиссеры Роберто Росселлини, Федерико Феллини и другие на площадке с актрисами, определившими надолго критерии красоты. К тому же Пателлани был штатным фотографом на конкурсе «Мисс Италия», в его хронике можно увидеть эволюцию представлений о красивой внешности на примере конкурсанток тогда и сейчас. Полноватые с целлюлитом и волосатыми ногами барышни, радуясь и не стесняясь, позируют перед камерой. Неподалеку от черно-белой эпохи цветная серия Ефросиньи Лаврухиной тоже про кино, но русское – фильм «Гарпастум» в объективе. О самих работах неловко писать как об искусстве, но шанс у них есть, так как именно в их существовании золотое яйцо нынешнего фотопраздника.
Продолжение удивительного сочетания маститых гостей и нетвердо стоящих на ногах русских фотографов можно увидеть в музее архитектуры им. Щусева. Наравне с проектами французов Стефана Кутюрье и Матье Бернара-Реймона невзрачные кадры наших соотечественников. У Кутюрье башни блочных домов, только построенных, но уже несущих на себе следы живущих в нем людей. Эти муравейники гордо возвышаются на снимках, выделяясь своей фактурностью, и просто вываливаются на мраморный пол музея архитектуры. У Бернара-Реймона игры со временем: матовые, подернутые дымкой пейзажи, морской берег, парк и всюду клонированные люди. Не сразу бросающийся в глаза фотомонтаж. Изначально присутствующие в реальности, они множатся на снимках в соответствии с траекторией своих передвижений. Одинаковые дети, собаки, прохожие следуют друг за другом, догоняя ушедшее мгновение. Утяжеляет впечатление от безупречной по стилистике и концепции французской фотографии Владимир Мишуков со съемкой пустующих заводских помещений. У нашего «наблюдателя» фабричных пространств гламурный ветер нанес груды мусора, искусственно осветив наиболее эффектные участки, тогда как техничность и точность в кадрах французов позволяют точно определить объект и увидеть цель. Сравнивать представленные проекты абсурдно. Возможно, что послужной список, играющий роль весовой категории, и позволил объединить и наших и не наших, но искусство моментально отправляет в нокаут заводы Мишукова и «Встречу с Азией» Владимира Греви.
Та же история повторяется в Московском центре искусств, где рядом с видеопроектом Айдан Салаховой «Татьяна», посвященному, как и все творчество галеристки, феминистскому дискурсу – поиску женского образа в условиях современной эмансипации, висят работы Юлии Бочковой «Дикие фрукты». В общем, одно название достойно хита из репертуара девичьей поп-группы. Но на деле это женские причинные места, обработанные и раскрашенные с подписями – «баклажан», «груша» и так далее. Дело не в отсутствии вкуса и стиля у любительницы персиков, а в самой демонстрации подобных затей в рамках месяца фотографии. Вполне возможно, идеолог и вдохновитель биеннале Ольга Свиблова всерьез взялась за русское фотоискусство, намереваясь его создать даже там, где оно не ночевало. Одна из основных тем фестиваля «Конфликты», видимо, спровоцировала реальное столкновение столь разных по уровню проектов.
Пока честь «русского мундира» с успехом отстояла экспозиция «Русский взгляд на Европу», собранная из работ известных и не очень фотографов, отснявших Европу в самых различных проявлениях и продемонстрировав «обратную перспективу». Так, наверное, видят европейцы Россию, путешествуя по ней, где дикость сочетается с великолепием.