0
851
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2006 00:00:00

Время моды на Россию прошло

Тэги: рудин, musica viva


рудин, musica viva Александру Рудину и оркестру Musica Viva повезло: хотя и редко, но меценаты их поддерживают.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

-Александр Израилевич, программа фестиваля сосредоточена в основном вокруг меценатов XIX – начала XX века. Неужели сегодня меценатов нет?

– Есть, даже у нас в стране, хотя и меньше, чем за ее пределами. Наверное, это связано с интересом к академической музыке, может быть, даже с уровнем культуры. Так сложилось, что у нас в стране были выдающиеся примеры композиторских и исполнительских школ, но сказать, чтобы наш народ повально интересовался академической музыкой, нельзя. Поэтому и меценатов в среднем на душу населения приходится меньше, чем в Европе, где все с детства поют и играют на блок-флейтах. На Западе развитие меценатства было связано с развитием капитализма, с суперприбылями, но одновременно были люди, которые интересовались искусством. У нас интересы немного другие.

– Между меценатом и спонсором есть различие?

– Думаю, да, и немалое. Спонсор – это человек, для которого помощь артисту или коллективу – это часть его бизнес-политики, потому что так делают люди его круга, и он всегда ожидает отдачу от этих средств. Что касается меценатства, то здесь более личностное отношение сторон. Меценат, как правило, хорошо разбирается в том, на что он дает деньги, может быть, он даже знает лично артиста, ему симпатизирует (как правило, это так), и именно ему он хочет помочь. И при этом не оговаривается, каким шрифтом нужно напечатать его имя на афише.

– В жизни оркестра Musica Viva участвовали меценаты?

– Да, нам иногда везет, на нашем пути нечасто, но попадаются такие люди. Без них такие фестивали были бы невозможны. И я бы назвал их поддержку скорее меценатской, чем спонсорской, ведь это негромкие мероприятия, они не дают серьезной отдачи средств или какой-то бешеной рекламы. Вообще я считаю, что чем меньше, камернее мероприятие, тем более оно подходит меценату. Это не Олимпийские игры или какие-то громкие музыкальные проекты, когда выделяются и государственные деньги, и спонсорские: деньги к деньгам, как говорится.

– А государство, по-вашему, больше спонсор или меценат?

– Ни то, ни другое. В каком-то смысле государство было меценатом в советское время, оно действительно давало деньги, но с сильной идеологической оглядкой. Государству тогда необходимо было доказать, как при социализме все правильно и хорошо работает и какая при социализме возможна высокая культура. Потом это перестало быть важным, и теперь никому ничего доказывать не надо, и государство практически не помогает. Вернее, помогает очень известным большим коллективам, и если делает это, то по полной программе. Считается, что все остальные сами выживут. Или не выживут – это мало кого из государственных чиновников заботит.

– В проектах оркестра Musica Viva часто участвуют иностранные музыканты. Как относятся западные солисты к приглашениям выступить в России?

– По-разному. Лет 15 назад приехать сюда было экзотическим мероприятием, теперь же западные солисты не знают, как смотреть на гастроли у нас в стране. Всем хорошо известно, что некоторые организации способны платить огромные гонорары артистам – такие, какие они получают у себя. Поэтому бывает трудно объяснить своим иностранным коллегам, что у нас нет денег, чтобы платить им, скажем, 10 тысяч долларов или больше. А им, в свою очередь, это не очень понятно, им кажется, что если кто-то приехал и получил эти 10 или 20 тысяч долларов, то это значит, что у нас так всем платят. Это не так, поэтому в результате приезжают те, кому это интересно творчески. А время моды на Россию уже прошло.

– Как вы относитесь к ситуации, когда приезжает неизвестный западный исполнитель, его представляют как звезду, а на деле оказывается, что он весьма посредственный музыкант?

– Наше время – время громких слов, и если послушать, что говорят или пишут, то вокруг нас одни звезды: все преувеличено, все кричит. И это нездорово. А звезды создаются рекламой, маркетингом и отчасти звукозаписывающими фирмами, поэтому когда приходишь в зал и слушаешь живое исполнение, то далеко не всегда оно соответствует той рекламе, которая концерту предшествует.

– Вы осуществляете массу проектов с музыкантами-аутентистами. Можете сказать, что стиль игры Musica Viva аутентичный?

– Я бы сказал, что он скорее полу-аутентичный. Инструментарий (аутентисты отличаются тем, что играют на исторических инструментах с жильными струнами. – «НГ») – это, конечно, важное дело, но все-таки самое главное – это отношение. Для меня главное не в условности типа выбора инструментов (хотя мы несколько программ сыграли на инструментах с жильными струнами), а в отношении к исполнению. Я нас отношу к аутентичным исполнителям в том смысле, что мы стараемся абстрагироваться от исполнительских штампов. Я стараюсь понять, что же написано в нотах и что же хотел автор. Вот в этом смысле я беру на себя смелость, чтобы сказать, что мы стараемся быть аутентистами во всем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1635
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3567
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2629
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2139

Другие новости