Марлен Хуциев получает музыкальное поздравление от Гарика Сукачева и Петра Тодоровского.
Привычная легкая интрига, которой всегда ждут от «Ники», на этот раз обернулась разворотом в сторону фильма, с самого начала числившегося в аутсайдерах (хотя «9 рота» была представлена в семи номинациях). И не потому, как полагает кто-то, что «9 рота» уже приросла «Золотым орлом», а значит, на «Нике» ей ничего не светило из-за конкуренции двух академий. Ведь номинировали же «Статского советника» в нескольких номинациях и Никиту Михалкова пробовали одарить «Никой» за лучшую мужскую роль. Дело в другом. За все годы своего существования премия первой киноакадемии не давала повода усомниться в чистоте выбора. Конечно, как оно всегда бывает при раздаче премий, кто-то оставался недовольным, кто-то – обиженным, но недоуменного вопроса «Что случилось?» не возникало никогда. Надо отдать должное «Нике» – ни бюджет фильма, ни тема, ни кассовые сборы никогда не были самодовлеющими в выборе академии.
Почему в этом году фильм, чьи и без того невыдающиеся художественные достоинства остались в тени спецэффектов, ложного патриотизма, мощной раскрутки и благословения президента, вдруг обскакал четырех конкурентов («Garpastum» Алексея Германа-младшего, «Итальянца» Андрея Кравчука, «Космос как предчувствие» Алексея Учителя и «Солнце» Александра Сокурова), можно только догадываться. Понятно, что ничего не светило «Солнцу» – и правда, с какой стати голосовать за фильм, режиссер которого вдруг в последний момент устроил истерику, потребовав снять картину с голосования? Вряд ли можно было ожидать, что главная статуэтка достанется «Космосу┘» – просто потому, что фильм откровенно не силен. Однако и у полюбившегося профессионалам «Гарпастума», и у призера Берлинского фестиваля «Итальянца» шансы были куда как велики. Тем более что Андрей Кравчук, режиссер «Итальянца», за полчаса до оглашения главной «Ники» был объявлен «открытием года».
Есть одно грустное объяснение, до того грубопримитивное, что напрашивается даже без особых умственных напряжений. В этом году федеральные телеканалы отказали «Нике» в трансляции церемонии награждения. Первый канал и канал «Россия» объяснили свой отказ тем, что они являются учредителями «Золотого орла» и им, мол, негоже. Странное, конечно, объяснение. Не объяснение даже – так, несуразная отговорка. Через какое-то время отказалось от трансляции и НТВ, сославшись на «обновление программной политики канала». XIX «Ника» рисковала остаться зрелищем для немногим более 1000 зрителей, что вмещает в себя большой зал Театра Российской армии, да для зрителей канала НТВ+. А это, согласитесь, для национальной кинопремии равносильно режиму умолчания. В последний момент согласие на трансляцию дал канал СТС, генеральным директором которого является Александр Роднянский. Он же – продюсер «9 роты». Вот такое совпадение. Очень хочется надеяться, что именно совпадение. Не более.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Конечно, жаль, что вместо того, чтобы спокойно заниматься продвижением отечественного кино, первая российская киноакадемия вынуждена вести обидную борьбу за выживание.
Но, несмотря на не самый удачный выбор «лучшего из лучших» главный итог оптимистичен: все-таки нам есть из чего выбирать.