Собрав крупных звезд балета со всего мира в одном месте и показывая две премьеры в неделю, легко подтвердить громкий международный статус театра. Но и искусство – вкупе со зрителями – тоже не остается внакладе. Потому что приглашенные звезды отлично танцуют, а анонсированные премьеры по-настоящему интересны.
Проект стартует с премьеры «Ундины». Спектакль по мотивам старинного балета сочинил француз Пьер Лакотт. Он давно специализируется на подобных проектах «реконструкций» (псевдостаринный балет Лакотта «Дочь фараона» идет на сцене Большого театра). «Ундина» – в России гостья давняя. Лондонский спектакль 1843 года рождения в Петербурге увидели менее чем через десять лет после премьеры. Через много лет верховный мэтр императорской сцены Мариус Петипа возобновил (и, как водится, изменил) чужой балет под другим названием – «Наяда и рыбак». В ХХ веке спектакль в обеих версиях просто забыли (или потеряли). Теперь волшебная сказка об ундине (читай – русалка), которая соблазняет итальянского рыбака, воскреснет при помощи балета Мариинки. Главную партию репетирует молодая звезда Евгения Образцова. Ее рыбаком станет Леонид Сарафанов.
Парад классики на фестивале откроет «Дон Кихот», и главное в этом спектакле – участие премьера Парижской оперы Матье Ганио. Те, кто знает толк в школе классического балета, умрут от счастья при виде его безупречного танца. Остальные просто получат удовольствие. В «Спящей красавице» «примочка», наоборот, женская. Принцессой Авророй станет Алина Кожокару – гостья из Королевского балета Великобритании, маленькая стильная кудесница.
Представив образцы наследия, фестиваль резко сворачивает в сторону. Программа «Новые имена» предлагает три одноактных балета, поставленных специально для Мариинского театра. Начинающий хореограф, москвич Никита Дмитриевский покажет «Мещанина во дворянстве» на музыку Рихарда Штрауса. Выходец из недр Мариинки Алексей Мирошниченко смотрит «В сторону «Лебедя» – так называется его опус, вдохновленный композитором Леонидом Десятниковым. Хореограф Ноа Гелбер, сподвижник европейской знаменитости Уильяма Форсайта, обратился к Шостаковичу и к гоголевской «Шинели».
Еще один поворот – и мы входим в зону фестивальных бенефисов. На этот раз они отданы мужскому танцу. В первый вечер на сцену выйдет москвич Николай Цискаридзе, давний друг Мариинки и частый участник питерских спектаклей. Театр будет чествовать и собственного премьера – Игоря Зеленского. Цискаридзе готовится блеснуть в «Рубинах» Баланчина, погрузится в самолюбование в концертном номере «Нарцисс» и представит мини-балет «Кармен-соло», в котором солист – мужчина – танцует четыре партии, в том числе и Кармен. Зеленский выйдет Аполлоном в одноименном балете, потом сверкнет как драгоценность в балете «Бриллианты», и наконец покажет премьеру спектакля Аллы Сигаловой «Кончерто гроссо» на музыку Генделя. Планируется еще один бенефис – в честь премьера Мариинки Фаруха Рузиматова. В программе – балеты «Блудный сын», «Павана мавра» и испанские танцы.
Предпоследним проектом фестиваля станет «Лебединое озеро» с Ульяной Лопаткиной и премьером Парижской оперы Хосе Мартинесом – союз нашей танцевальной медитации с французским изяществом. Финал, как всегда, отдан гала-концерту звезд мирового балета. Он называется «Гала Натальи Макаровой» и пройдет с участием исполнителей из Россия, Франции, Германии и Великобритании.