В конкурсе полнометражного игрового кино известные режиссеры со своими новыми фильмами. Валерий Огородников представил новую версию своей картины «Красное небо. Черный снег». Режиссера по-прежнему занимает время и атмосфера 40–50-х годов, блестяще им трансформированные на экран с предыдущих работах «Бумажные глаза Пришвина» и «Барак». Мотивы любви и времени роднят ленту Огородникова с картиной Говорухина. Станислав Говорухин в свой юбилейный год (поздравляем с 70-летием!) показал новую работу «Не хлебом единым», снятую по мотивам одноименного романа Владимира Дудинцева. Драматизм ситуации, выведенной на экран, в параллельном и вполне жизненном, но отдельном существовании идей, которые несовместны порой и никак не выливаются в идею счастья человеческого.
«Русские деньги» Игоря Масленникова сняты по мотивам пьесы Александра Островского «Волки и овцы». Созданная после отмены крепостничества пьеса сейчас немыслимым образом заняла свое место в сюжете капитализации России президентского периода правления, каковой мы имеем сегодня. И еще пьеса очень смешная. Обхохочемся. Если, конечно, отнестись к себе с юмором.
Но вообще разнообразные фантазии посещают авторов современных экранизаций. Детективную интригу закрутил Валерий Лонской в «Голове классика». Следователь ищет голову Гоголя, якобы пропавшую из могилы во время перезахоронения. Один из самых фантастических авторов русской литературы, Гоголь все не оставляет в покое психику наших современников. Что только не снимали и не искали у Гоголя. Тема эта, судя по всему, неисчерпаема.
Некоторые маститые мастера в рамках фестиваля представили свои новые проекты. Константин Лопушанский, например. Режиссер работает над «Гадкими лебедями», в основу которых положил культовую повесть братьев Стругацких. Явившись в печати только в годы перестройки, написанная же в 60-е, она и сегодня дает возможности для фантазии нашим современникам, возможности иных прочтений с помощью кинематографа причудливых смыслов литературного текста.
В конкурсе неигрового кино можно заметить «Большую медведицу» Лилии Вьюгиной. Лента посвящена артефакту (а как еще назвать?) – Наталье Медведевой. Героиня, что вполне откровенно показано в фильме, сознательно, планомерно, целенаправленно и очень успешно всю жизнь из красавицы превращала себя в монстра. Судьбу талантливой женщины уникального формата раскрывают пронзительные воспоминания друзей, знакомых, близких людей – Эдуарда Лимонова, Аллы Пугачевой, Артема Троицкого.
Вполне оригинальную и любопытную версию судьбы и отношений Михаила Булгакова и Иосифа Сталина рассматривает в картине «Москва–Батум» Никита Воронов. Необыкновенное очарование придают киноразмышлениям автора подобранные им хроникальный и музыкальный ряды, которые и создают выразительный контекст эпохи.
Безусловным событием фестиваля все его участники хором назвали картину Рустама Хамдамова «Вокальные параллели», которую показали в программе «Специальный показ». Создателем новой киноэстетики и нового киноязыка называют специалисты этого автора. Художник и дизайнер Хамдамов работает в разных полях современной материальной культуры, будучи ее глубоким знатоком и освоителем. «Вокальные параллели» – то ли притча, то ли созерцание. Непересказываемый словами поток сознания, как все у Хамдамова, что нам нечасто удавалось наблюдать. Музыкальная драма о жизни артистов оперного театра, приправленная конферансом Ренаты Литвиновой на казахском языке, подмеченная тонким и немного ироничным мастерским глазом, вызывает трогательное умиление и добрую улыбку.
Гатчина–Москва