В «Иоланте» Чайковский выразил то, что считал главными ценностями человеческой жизни: любовь к свету, к истине, к Богу, любовь мужчины и женщины, отеческую, товарищескую любовь, самопожертвование во имя любви. Но при этом не насытил оперу драматическим напряжением в борьбе за правду, а сочинил лирическую оперу, насквозь проникнутую красивыми мелодиями арий и ансамблей. В отдельных героях Иоланты читаются характеры персонажей из ранних опер: рыцарь Водемон, например, чистой воды Ленский – наивный и пылкий юноша, носящий в своих фантазиях идеальный образ девушки своей мечты. Только его история заканчивается вполне благополучно: «Иоланта» – опера со счастливым концом. Постановку оперы осуществили главный режиссер петербургского театра «Зазеркалье» Александр Петров, дирижер Павел Бубельников (музыкальный руководитель «Зазеркалья») и постоянный партнер Центра оперного пения, сценограф и художник по костюмам Алла Коженкова. С первой до последней секунды представления зрители, ведомые тремя Масками, которые то разыгрывают пантомимы, то незаметно выстраивают мизансцены, словно окунаются в детство. Работа художника непременно заслуживает самых высших похвал: перед зрителем словно оживают иллюстрации из книжек Шарля Перро: замок с башенками и необыкновенной красоты костюмы приковывают взгляд намертво. Но рассмотреть сценические прелести и насладиться ими хватило бы и десяти минут, удержать внимание слушателя – удел исполнителей. Заметим, что «Иоланта» совсем не на слуху, здесь нет общеизвестных фрагментов типа письма Татьяны, арии Ленского или мотива «три карты». Исключение может составить разве что ариозо Роберта «Кто может сравниться с Матильдой моей» (да и это только по первой строчке). Но общее очарование музыки «Иоланты» просвечивает не только при условии хороших голосов, чувства стиля, но и чуткого к ней отношения. Питомцы Галины Вишневской со всей пылкостью, на которую способны их сердца, молодые надежды оперной сцены, воплощают характеры своих героев. Отеческое страдание короля Рене, преданность слуг, верность возлюбленной Матильде и другу насмешливого Роберта, наивная страсть последнего, очарование Иоланты, неумолимость мавританского врача. Что касается вокального мастерства, то воспитанники Центра оперного пения вне зависимости от сценического и концертного опыта продемонстрировали очень высокий уровень мастерства, преодолев все преграды нелегкой партитуры Чайковского. Особенно хороши были бас Алексей Тихомиров (Рене), шквал аплодисментов сорвал тенор Георгий Проценко (после пресловутой «Кто может┘»), баритон Игорь Горностаев и Мария Пахарь. Последняя, кстати, уже поет Наташу Ростову в Большом театре.