Новичок в большом кино второй год подряд становится оскароносцем. Пола Хаггиса поздравил Джек Николсон.
Фото Reuters
В который раз приходится признать, что «Золотой глобус» – не панацея и не генеральная репетиция «Оскара». И даже главная награда английской киноакадемии BAFTA еще не залог успеха в гонке за главной мировой кинопремией. «Глобус» и BAFTA предполагают, а «Оскар» располагает. Далеко не всегда, правда – редко, но бывает.
Хаггис – новичок в большом кино, до «Столкновения» он снял с десяток фильмов для телевидения. «Столкновение» если и рассматривалось кем-то как фаворит оскаровской гонки, то весьма вяло, в основном споры велись вокруг «Горбатой горы» и «Мюнхена». Первый отвечал всем требованиям унылой политкорректности, второй, похоже, запутал судей по этой части, направив критические стрелы в сторону Израиля и «Моссада». «Столкновение» же соблюло почти все требования, какие можно предъявить потенциальному оскароносцу, но при этом не заявило громогласно о каких бы то ни было пристрастиях. Всего понемногу. Проверенный сценарный ход – несколько сюжетных линий, в определенный момент красиво и драматично пересекшихся. Хорошие актеры – Дон Чидл, Сандра Баллок, Мэтт Диллон. Чуть-чуть однополой любви, немножко межнациональных и межрасовых проблем, коррупции, пунктиром детективная история, а также вечная тема непонимания между близкими людьми. И над всем этим – тихая, не раздражающая, фоном красивая музыка. Что еще нужно для «Оскара»? Помимо главного «Оскара» «Столкновение» удостоилось награды за лучший сценарий и за лучший монтаж. Тихий новичок Хаггис, кстати, придумал сюжет для фильма «Девушка на миллион долларов», ставший в прошлом году обладателем главного «Оскара».
Но однако при всем при том лучшим режиссером все-таки стал Энг Ли за «Горбатую гору». Получилось что-то вроде неловкого расшаркивания – мол, прокатили мы тебя по большому счету, не обессудь, но ведь не забыли же. Вот тебе «Оскар» за режиссуру. Хотя если сравнить режиссуру прошлого фильма Энга Ли, «Крадущегося тигра, невидимого дракона», с режиссурой «Горбатой горы», то, конечно же, сравнение будет не в пользу последней ленты.
Жаль, что у нас так и не купили фильм «Капоте». Короткий эпизод из жизни писателя Трумэна Капоте, быть может, сам по себе интересен для тех, кто в принципе интересуется писательской кухней. Зато Филипп Сеймур Хофманн, сыгравший главную роль и получивший за нее «Оскара», настолько виртуозно мелодраматичен и трогателен, что составить ему конкуренцию даже на этом нынешнем странном «Оскаре» было трудно.
Умышленно набрать двадцать килограммов лишнего веса для кинозвезды – почти что подвиг. Американские киноакадемики этот подвиг оценили, и похудевший к моменту вручения награды Джордж Клуни, сыгравший агента ФБР в политическом триллере «Сириана», стал обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана. Спору нет, он хорошо освоил неуклюжую походку, органично слился с лишними килограммами и вполне пригодно научился носить неряшливую бороду. Остальное – на совести киноакадемиков.
78-й «Оскар» и порадовал и раздосадовал одновременно. Порадовал тем, что все-таки в последний момент умудрился увернуться от объятий надоевшей полит- и прочей корректности и попытался обратить свой взор на кино как таковое. Раздосадовал же тем, что особо выбирать, куда обратить взор, не пришлось.