В новой работе художники пробуют уловить скрытые вибрации современного общества. По стенам «в никуда» едут доверху груженные поезда, на полу видеопроекция, воссоздающая люк самолета. Когда он открывается, то видна земля с птичьего полета, на которую из грузового отсека летят тюки.
Напоминает историю со средствами массовой информации, с бесконечными новостными лентами, пополняемыми каждую секунду сведениями о различных столкновениях, конфликтах, скандалах. Идея с эшелоном работает как иллюстрация к бесперебойному движению информации. Художники уже не раз обращались к теме невидимой власти, маскирующейся определенными символами, намекали на некое тайное движение, развивающееся параллельно с общественной жизнедеятельностью. На первой Московской биеннале в Музее В.И. Ленина под лестницей показывали статичное видео: в приемной стоит кресло в белом чехле, пространство вокруг которого изменялось то посредством дыма, выпущенного из вентиляционного отверстия, то при помощи звука, плотно окутывавшего безликую комнату ожидания и т.д. Обнаруженный зрителями символ моментально вызывал ряд забытых, но прочно записанных на подкорке ассоциаций, вспоминался портрет вождя из учебников по истории, где он вроде сидел в таком же кресле.
Теперь поезда и не дающий покоя груз. Можно предположить, что же на самом деле выбрасывается на неразличимые территории из люка самолета. Вероятны две версии – плохая и обнадеживающая. В первом случае творцы нарисовали цифровую матрицу абстрактного процесса переброски опасности в разные уголки мира, когда формируется некая единая сеть бесконечного обмена товаром. Если в одном месте цепь рвется, то в другом месте с неба начинают сыпаться без адреса и точного пункта назначения неприятности. По второй версии, это не «ось зла», а сеть взаимопомощи, когда из точки А перевозят полезное и важное в точку В, например, гуманитарную помощь и сбрасывают ее там, где в ней нуждаются. Практически деятельность ООН.
Одной из характерных черт творчества группы всегда было умение наполнить атмосферу саспенсом, как в классическом триллере или фильме ужасов. Напряжение часто достигается за счет повторяемости одних звуков или появлением одной и той же вещи, но в разных местах. Возникающая нервозность питается привкусом неизбежности: вот-вот что случится.
Используя все тот же жанр видеоарта, молодые художники из Санкт-Петербурга на выставке в Московском центре искусств решили подойти с другой стороны к окружающей действительности – посредством себя. Их меньше интересуют механизмы и шестеренки, взгляды направлены в глубину – туда, где сосредоточена маленькая вселенная, которую можно лишь бережно ощупать, настолько хрупкими и незащищенными смотрятся их видеокартины. Работы Ильи Гапонова и Маши Шарафутдиновой доставляют наслаждение в первую очередь своей внешней эстетикой, которая отшлифована наждачкой чувственной телесности. Обнажаясь в работе «Харизма 00008, 000010» и используя оголенное тело в другом видео «Страсти», Гапонов стремится достичь полноты в ощущении пространства, впитывая его для будущих откровений. Маша Шарафутдинова робко и трепетно вынимает из себя глубоко спрятанные страхи, растворяя их в сломанных цветах и проколотых шарах. Максим Каширский, наоборот, погружается в глубь виртуальности, его экран цитирует канонический текст, он множится, приковывая внимание своими хитросплетениями. Всех троих объединяет ощущение достаточности. Минимализм даже в некоторой степени дистанцирует и защищает дебют начинающих художников от пристальных взглядов и суровых оценок.