Тихий бузотер Александр Сокуров устал пролетать мимо наград и решил не рисковать даже на 'Нике'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
После того как «Ника» выжила, несмотря на психическую атаку со стороны руководства Союза кинематографистов во главе с его председателем Никитой Михалковым, объявившим «Нику» нелегитимной и в пику ей создавшим свою академию, «Ника», казалось бы, обречена на сравнение с крылатым конкурентом. Тем более что первой в году определяет своих победителей академия имени Никиты Сергеевича, а детище Гусмана–Шабдурасулова активизируется уже весной. Первое время организаторы «Ники» сами беспрестанно давали повод для сравнений, выдавая на-гора в больших количествах шутки про «Золотого орла». Прошло время, шутить на одну и ту же тему стало скучно, и даже знатный балагур Юлий Гусман постепенно убрал из своих шуток упоминание гордой птицы. Но поводы для сравнений нет-нет да выскакивают.
Сначала о номинантах. В этом году бороться за звание «лучший игровой фильм» будут пять лент: «9 рота» Федора Бондарчука, «Garpastum» Алексея Германа-младшего, «Итальянец» Андрея Кравчука, «Космос как предчувствие» Алексея Учителя и «Солнце» Александра Сокурова. При этом Учитель и Сокуров, в отличие от первых трех, не попали в номинацию «лучшая режиссерская работа». За статуэтку в номинации «лучшая мужская роль» соперничают Евгений Миронов («Космос как предчувствие»), Никита Михалков («Статский советник») и Артур Смольянинов («9 рота»). Лучшую актрису будут выбирать из тройки: Марина Зубанова («Требуется няня»), Алиса Фрейндлих («На Верхней Масловке») и Чулпан Хаматова («Garpastum»). На звание лучшего сценариста претендуют Юрий Арабов («Солнце»), Александр Миндадзе («Космос как предчувствие»), Георгий Николаев с Николаем Досталем («Коля – перекати поле») и Андрей Романов («Итальянец»). Победа в одной из самых трепетных и многообещающих номинаций – «открытие года» – достанется Федору Бондарчуку за «9 роту», Андрею Кравчуку за «Итальянца» или Павлу Санаеву за «Последний уик-энд».
Можно провести множество параллелей между «Никой» и «Золотым орлом» и найти множество сходств и отличий. Но главное отличие «Ники» от «Орла» – наличие интриги. «Орел», с самого начала задуманный как гламурная официозная премия, лишена того обаяния непредсказуемости и легко флера скандальности, что не покидает «Нику» с первого дня ее существования. Здесь никто не знает заранее, кто победит. В отличие от «Золотого орла», где с унылым постоянством побеждают детища студии Никиты Михалкова «Тритэ» и Первого канала – главных организаторов и устроителей церемонии награждения. Неудивительно поэтому, что объективность «Орла» вызывает некоторые сомнения.
На церемонии оглашения номинантов «Ники» особо охочие до скандалов журналисты попытались создать дополнительную интригу, устроив возню вокруг одного из номинантов, а именно Никиты Михалкова, которого академики «Ники» выдвинули на премию за лучшую мужскую роль. Начали допытываться, кто да зачем выдвинул и какие, мол, цели преследовали выдвигавшие. Выяснилось, что никто не знает, кто выдвинул Михалкова. Конечно, если поднять бумаги, то выяснить это не составит особого труда, но только надо ли? Разница-то какая? Забавно будет, если «мужская» «Ника» достанется главному организатору всех и всяческих нападок на премию. Похоже будет на этакий слишком явный и отрепетированный благородный жест – смотри, мол, ты нас гнобил и душил, а мы тебя награждаем. Кстати, каждому лауреату «Ники» полагается автомобиль «Жигули». Трудно предположить, что именно «Жигулей» недостает в этой жизни Михалкову, поэтому нет никаких сомнений, что победи он – в Театр Российской армии все равно не явится. А жаль – за возможность воочию лицезреть на сцене «встречу на Эльбе» двух заклятых друзей – Михалкова и Гусмана – можно многое отдать. Впрочем, за возможность увидеть Михалкова за рулем отечественной машины – тоже. И ведь что забавно – у Никиты Сергеевича очень много шансов победить в борьбе за крылатую статуэтку, сыграл-то он в «Статском советнике» и правда виртуозно.
Ситуация «без меня меня женили» для «Ники» становится вполне привычной. Накануне второго тура голосования появился «отказник» – тихий бузотер Александр Сокуров неожиданно попросил вычеркнуть его из списков номинантов. То есть особой неожиданности здесь не было – в последнее время Александр Николаевич и его продюсеры так вольготно резвятся на ниве автопиара, что год, прошедший без суеты вокруг имени Сокурова, можно считать потерянным. Впрочем, такую радость Сокуров доставлять нам перестал достаточно давно, с тех пор, как его картины стали вызывать нападки прессы. К нападкам Александр Николаевич не привык, роль священной коровы нравилась ему больше, поэтому мгновенно со свойственной ему опять же в последнее время мессианской решительностью он занес прессу в свой большой черный список духовно ущербных. К тому же в последние годы он регулярно пролетал мимо наград престижных международных фестивалей (Канны, Берлин) и, похоже, решил более не испытывать судьбу даже на родных просторах. От участия в «Золотом орле» он тоже отказался, и тоже в последний момент. Но если организаторы «Орла» не поленились вычеркнуть «Солнце» из всех номинаций во всех анкетах, то «Ника» решила строго следовать регламенту, согласно которому хочешь не хочешь, но коль скоро вовремя не отказался, то будь любезен участвовать в гонке дальше. Таким образом, против своей воли Сокуров остался вероятным обладателем «Ники» в четырех номинациях. Ситуация тем более забавная, что продюсеры «Солнца» сами же и выдвинули свою работу на «Нику».