В центре галереи к потолку подвешены вырезанные из дерева ракеты, на них выжжены фамилии: Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Елена Гуро, Всеволод Мейерхольд – всего четырнадцать. Все они устремлены в сторону экрана, на котором сквозь звездные пространства шагает идеальных пропорций тот самый сверхчеловек из будущего. На стенах дневники и книги Циолковского, обрамленные и под стеклом, как ценная реликвия. Идеи космизма, реанимированные в проекте, на самом деле лишь средство для операции другого рода: перемещения знаковых для культуры символов в более актуальное поле – виртуальное. Принимая совершенную теорию космизма, потерявшую сегодня актуальность под натиском киберэры, Шутов предлагает себя в качестве связующего звена в этой череде имен предшественников и будущих киберромантиков. Что не коробит, потому как титулованному «гуру электронного искусства» и «пионеру российского видеоарта» под силу соединить быстро сменяющие друг друга теории о мироустройстве.
Представления о космосе как неизведанном пространстве ушли в прошлое. После появления фильма «Звездные войны» вселенная стала территорией обжитой, космос превратился в поле битвы для привычных страстей. С изобретением всемирной паутины свет звезд погас, они перестали воплощать собой будущее и манить творцов. Отношение к ним практическое: сколько времени понадобится, чтобы достичь скорости света, – не самый актуальный вопрос, тогда как успеть купить себе участок на Марсе с помощью всемирной паутины или рассмотреть свой дом с орбиты – куда как более интригующие возможности, будоражащие воображение. Космос стал конечным, тогда как виртуальность – бесконечной.
Возвращаясь к списку заветных имен – в нем титаны прошлого подготовлены к новой реинкарнации уже в обличии «сверхгероев» виртуальных просторов. Идея «сверх» сегодня одна из самых продуктивных в культуре: сверхпроект, сверхидея, некий заголовок, за которым следуют компилятивные произведения. Простых слов уже недостаточно, необходим и сверххудожественный язык, способный описать происходящие процессы. Шутов без труда помещается в прокрустовом ложе сверххудожника, объединяя в своем проекте прошлое в виде имен, настоящее в виде себя и постоянно обновляемую виртуальную реальность. Еще чуть-чуть – и он сможет летать со скоростью света, сплетая множественные миры.
По-соседски расположившись в галерее Марата Гельмана, художники Георгий Острецов и Георгий Литичевский развернули в комиксах сюжет на тему «Физики и лирики, или Секс в большом городе». Первый Георгий «дал жару» в очередной серии приключений им же придуманного «Нового правительства». В руки случайного прохожего попадает эликсир, отвечающий за контроль над сексуальной энергией «Виагра +». И дальше по стенам разворачиваются экспрессивные картины из серии «Бах, бах, крах!». Чудодейственная жидкость пробуждает неуправляемую силу, разрушающую город «Нового правительства» и приводящую к различным катаклизмам. Экспрессия истории настолько сильна, что выходит за рамки сюжетных картинок на стены, пол и потолок зала в виде цветных брызг. Несмотря на серьезность побуждений членов правительства, серия напоминает историю в духе sex, drugs & rock-n-roll, такая в них присутствует яркая, контрастная, безудержная и даже безграничная энергетика.
Литичевский по сравнению с соседом похож на неприкаянного романтика. Его любимые персонажи – муравьи – в этот раз разделились на физиков и лириков, ищущих в споре истину. Каждый кадр – отдельный фрагмент с вопросом, например про «слезы неба» и философские камни. Но в ожесточенном сопротивлении, приводящем к неизбежным катастрофам, сквозит задушевность. У муравьев-романтиков на головах лиры, а у практиков – некие молекулярные соединения. Сталкиваясь, они говорят о поэзии и истинном духе науки, удаляясь дальше от агрессивных реалий. И знак равенства, предполагаемый в названии, скорее имеет отношение к настроению. Налево пойдешь – о вечном задумаешься, направо – в иной пропагандистский мир попадешь.