Додин освобождает театральную систему от штампов.
Фото Михаила Гутермана
Центр им. Вс. Мейерхольда поступил безошибочно, пригласив как выдающегося режиссера, так и педагогов и студентов его мастерской. Если учесть, что акция была не коммерческая (билеты не продавались), то стоит особо отметить благородство усилий, направленных на поддержку театральной педагогики. Художественный руководитель центра Валерий Фокин предполагает и дальше предоставлять свою площадку для такого рода встреч.
Лев Додин в своем прологе открытого урока сказал, что «по сути, театр, как всякое искусство, – всегда только попытка и никогда достижение. Агрессивный шоу-бизнес построен на демонстрации достижений. Для нас же важна попытка, чтобы преодолеть и сопротивление материала, и собственную немоту, и в конце концов законы земного притяжения».
Петербург всегда давал фору Москве, когда речь шла о создании технологий и методологий в сфере теории искусства. В Северной Пальмире также теорию любили проверять на практике. Лев Додин и его команда педагогов тщательно разрабатывают методологию обучения актерскому творчеству, чтобы подготовить современного артиста и к схватке с публикой, и привить другое отношение к театру, заложить будущую культуру, если хотите, гигиену труда драматического артиста.
На мастер-класс приехали не все, а лучшие студенты.
На сегодня они умеют танцевать, чтобы овладеть тем или иным стилем, его мыслью, а не только суммой технических навыков (педагог Ирина Василькова). Весьма впечатляюще овладевают музыкальной культурой, поскольку в их программу входят занятия по сольфеджио, вокалу. Им уже под силу «распеть» Баха, исполнить на немецком Брамса (педагог – Михаил Александров). Студенты также покажут, на что способны в акробатике, совсем новой дисциплине в учебном плане курса. Они жонглируют, ходят на гигантских шагах, осваивают эквилибристику, им под силу опасные акробатические па (педагог Юрий Хамутянский). Выполняют немыслимой сложности остроумные речевые упражнения известного мастера этой дисциплины Валерия Галендеева. Наконец, за годы обучения каждый из них овладел игрой на духовом музыкальном инструменте. Полноценный духовой студенческий оркестр исполнил несколько музыкальных произведений.
Лев Додин учит и тому, чему его научили когда-то его мастера, но и тому, чему учился сам уже в процессе своей режиссерской практики. Любая школа консервативна и трудно поддается реформированию. Вместе с тем меняется, и стремительно, не только театр, но и человек, а значит, и школа должна улавливать и осознавать эти сдвиги времени.
На новом витке Додин освобождает от штампов театральную систему, припадая к великим именам русской режиссуры – Станиславскому и Мейерхольду. К примеру, когда режиссер признается, как его раздражают драматические артисты тем, что не имеют вкуса к систематическому тренингу в отличие от артистов оперы и балета, циркачей, то, по сути, он развивает мысль Станиславского, который с сожалением констатировал, что художники и композиторы сначала овладевают законами, а потом профессией. В драматическом же театре никто не трудится над выработкой и освоением законов.
Фото Михаила Гутермана