Внимание зрителей сестрицы привлекли не столько оригинальностью танца, сколько пышными накладными бюстами.
Фото Дамира Юсупова (Большой театр)
Для начала Фею заменило «лицо от автора» – Сказочник, живущий на другой планете и пишущий историю о Золушке для своей┘ кто эта дама, сказать трудно. В сценарии она обозначена Пташкой, помощницей сказителя («пташкой» композитор называл первую жену Лину). Но одна из исполнительниц главной партии в интервью обозначила персонаж «горничной Прокофьева». Ясно одно: Сказочник, по замыслу – сам композитор, дарит героине музыку, из которой возникает история Золушки. Пташка просится на Землю, в новую сказку – и остается там навсегда, а опекун, в качестве сквозного персонажа, не оставляет девушку до финала. Даже напитки разливает гостям на балу.
И балетмейстер Юрий Посохов, и режиссер Юрий Борисов много говорили и писали о Прокофьеве: мол, в работе они только на музыку и опираются, чтут ее глубинный смысл – вовсе не такой праздничный, как могло бы быть в волшебной сказке с хеппи-эндом. Из деклараций вырисовывался синтез глобально-космического и частного, игра смыслами а-ля Сент-Экзюпери, основанная на сочетании противоположностей: скепсисе современника мировой войны и Большого террора и оптимизме исходного литературного материала.
Премьера ошеломила несовпадением с заявками. Посохов сочинил незамысловатое и наивное шоу. К партитуре он отнесся, как добросовестный школьник: «оттанцевал» казенной классикой каждую ноту, но проигнорировал глубинный смысл. Классический танец у него тривиален. Вот Принц в выходной вариации. Значит, сейчас он сделает такой-то пируэт, потом вот этот со-де-баск, а потом вот так прыгнет. Вот рутинно кривляющиеся Мачеха и ее дочки: разве что накладные бюсты дебелых сестриц привлекут внимание. Вот многочисленная пляшущая живность и домашняя утварь, вплоть до чашек и чайников: что кузнечики, что стрекозы, что снегири – поди отличи их по пластике. Вот любовные дуэты Золушки и Принца: стандартные танцевальные охи-вздохи. Кстати, Золушка у Посохова – записная феминистка и не ждет милостей от природы. Она лихо гоняет метлой Мачеху и сестриц; на балу, чтобы не затягивать встречу с мечтой, сама съезжает к Принцу в объятия по перилам дворцовой лестницы, а в финале не дает задолбанному поисками герою уйти из дома Мачехи, подталкивая любимого к узнаванию себя самой.
Лучше хореографа слышит партитуру сценограф, Ханс-Дитер Шааль. Он создал черно-серые задники с круглой планетой и циферблатами, на которых без пяти двенадцать, и для счастья опять не хватает чуть-чуть; качающийся маятник, на котором повис Сказочник, хозяин и раб своей эпохи; огромные ступни из папье-маше, которые просовывают сестры Золушки для примерки туфельки; дворцовый зал из парадного голливудского мюзикла и громадные шкафы, за дверцами которых происходит превращение космоса в повседневную жизнь. Этот метафорический гротеск хорошо отработал тему Времени.
На «Золушку» театр подготовил три состава исполнителей. Светлане Захаровой, с ее великолепными данными, исполнить такую хореографию – раз плюнуть, и примадонна блистала великолепием, снабжая персонаж манерами герцогини. Сергей Филин с улыбкой плейбоя протанцевал Принца – славного малого в парадном мундире, оживляющегося при виде женских прелестей. Золушка Екатерины Шипулиной другого происхождения: симпатяшка-горничная, которой выпал в жизни звездный шанс. Ее компаньон Дмитрий Белоголовцев – Принц-атлет, и, по совести говоря, какой-нибудь бокс в тяжелом весе ему важнее любовных увлечений. Герой Дмитрия Гуданова – наоборот, Принц-эстет. Такому подходит милая, здравомыслящая Золушка Анастасии Яценко: будет держать в узде своего романтического неврастеника.
И не думайте, что если в этом балете неинтересные танцы, так и посмотреть нечего. Можно, например, сравнивать поцелуи главных героев. Филин с Захаровой целовались сексуально-гламурно (один из зрителей назвал это зрелище «Рублевка-Life»), Шипулина с Белоголовцевым – смачно и всерьез, а Гуданов с Яценко – понарошку. Жаль только, что оценить эротику мало кому удастся: если этой «Золушке» и суждена сценическая жизнь, то в качестве воскресного детского утренника.