0
627
Газета Культура Интернет-версия

01.02.2006 00:00:00

О чем лают собаки?

Тэги: танец, альбертс, конникова


Вот и современный танец понемногу смыкается с народом. Дошло до того, что московские старожилы «контемпорари данс» – Альберт Альбертс и Александра Конникова – получили возможность поработать с новой для себя аудиторией. Для Театра наций они поставили и исполнили «Цветные сны белого ослика» – первый опыт создания детского спектакля средствами современного танца, сооруженный по мотивам сказок Гауфа и суфийским притчам.

┘Сначала на сцене появляется музыкант (сириец Камаль Балан) в восточных одеждах. Публика рассаживается, а он наигрывает что-то печальное на сирийской лютне. Когда гаснет свет, на сцену выкатывают громадную арбу – основное место действия. К удовольствию детей появляется белый ослик – сооружение из двух артистов: один, как водится, играет переднюю половину, другой – заднюю. Чисто пластический ход здесь в том, что голова ослика надета на кисть танцовщика, получая, таким образом, простор для смешных манипуляций. За осликом является Сказочник, которому принадлежат и животное, и арба – она набита сказками, их сказочник почему-то хочет продать, по ходу дела он нюхает волшебный порошок, становится аистом, понимающим язык животных и птиц, и т. д., и т.п.

Тут публике разъясняют, что все происходящее есть сны ослика. Произносятся фразы про мировой туман, из которого произошло все сущее. Задаются красивые риторические вопросы: «Кто сделал белым снег? О чем лают собаки?» Есть и философский юмор: «не все, что кругло, – орех, и не все, что продолговато, – банан». Кроме сказочника и ослика в спектакле действуют другие, безымянные герои, то ли из сказки Гауфа «Калиф-аист», то ли из недр современного подсознания. Они меняют облик и движения, разговаривают или молча танцуют что-то современное, излагая извивами тел невербальные сентенции.

Увы, современный танец в «Ослике» не тянет ни на лирическое отступление, ни на пластическое обобщение. Он существует сам по себе, как наклейка на фабулу. И реакция зала это подтверждает. Пропуская мимо ушей и глаз все непонятное, дети радуются топтаниям ослика и припрыжкам большого «аиста», сцене восточного базара с кувшинами, блюдами и бусами, танцам девушек-гурий. Тут авторам, чтобы спасти замысел детского зрелища, пришлось пойти на то, что современный танец, как правило, избегает, – ввести иллюстративность.

Главный просчет постановки – невнятность адреса: какой аудитории отправлено сие послание? Притча для взрослых встык смонтирована с новогодним представлением для детей (на вопрос персонажа персонажу «А вы не видели белого ослика?» дети радостно отвечают из зала «Он в человека превратился»). И беда с цельностью зрелища. К финалу спектакль распадается на перечень эпизодов. Если в первом акте действие еще как-то держалось, то во втором все концы сказочной истории (да и философии – тоже) пропадают в многозначительном постановочном тумане, оставляя зрителей всех возрастов в недоумении.

Авторов подвело непонимание сути притчи. Она, несмотря на внешне наивную оболочку, вообще-то не детская сказка (достаточно вспомнить библейские и новозаветные образцы жанра). Оттого подкачало и либретто. Сказки Гауфа – чтение для детей. Суфийские притчи – тексты для взрослых. Если их механически скрестить (цитата оттуда, отрывок отсюда), получится нечто вроде салата «Мимоза»: его готовят, не смешивая слои продуктов, просто выкладывают в салатницу один за другим. Названный в программке «танцевальной сказкой для детей и родителей», спектакль в одни моменты подходит детям, но в другие годится только родителям. Они могут вникнуть в рассуждения типа «движется ли бревно, плывущее по реке, или бревно неподвижно, а его несет река, а может быть, все движение сосредоточено у нас в голове, ибо без мысли ничто не движется». Но что делать в такие моменты детям, кроме как нервно ерзать и громко вопрошать родителей: «Мама, а что говорят?»

Прецедент детской постановки на материале современного танца сам по себе замечателен. Но создателям неплохо бы дать объявление: «Умеем танцевать. Срочно требуются сценарист и режиссер».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
811
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
916
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
560
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
658

Другие новости